Литвек - электронная библиотека >> С И Хохлов и др. >> Психология >> Как воспитать волю и характер >> страница 3
многие крупные шахматисты мира благодаря упорному труду могли играть в шахматы «вслепую». Знаменитый русский шахматист А. Алехин мог играть «вслепую» одновременно на 40 досках.

А  один   из   венгерских   шахматистов,   Янош   Флеш,  в 1960 г. установил рекорд, проведя сеанс одновременной игры вслепую на 52 досках. Против него играли 4 кандидата в мастера, 12 перворазрядников, остальные — шахматисты 2-го и 3-го разрядов. Игра продолжалась около 13 час, причем 31 партию он выиграл, 18 — свел вничью и только 3 — проиграл. При этом он потерял в весе около 6 кг.

Естественно, что, только обладая сильной волей и мужественным характером, шахматист смог подготовиться к этому поединку и успешно завершить его. А готовился шахматист к рекорду непрерывно в течение почти 2 лет.

Примером умения мобилизовать свои резервы может служить жизнь профессора А. А. Любищева, человека разносторонних способностей. Им написано более 500 печатных листов (12 000 страниц!) книг, статей, брошюр по зоологии, генетике, философии, теории эволюции.

Писатель Д. Гранин приоткрывает нам секрет успеха работы этого ученого над собой: пятьдесят лет подряд А. А. Любищев аккуратно записывал и планировал расход времени. Это была система бережного отношения ко времени, исключительная организованность и максимальная мобилизация своих сил и возможностей. Любищев вел каждодневный учет, сам подводил итоги, беспощадно подробные, ничего не утаивал и не смягчал. Он старался использовать каждую минуту—поездки в городском транспорте, ожидания, очереди и т. д. Возможности использования такого времени у Любищева были продуманы до мелочей. При поездках— чтение малоформатных книг и изучение языков. Английский язык он усвоил именно таким образом.

Деятельное время суток А. А. Любищев принял за десять часов и учитывал его с точностью до десяти минут. Прослеживался весь день, вплоть до чтения газет. В конце каждого месяца и каждого года подводился итог, следовал анализ. Одновременно не менее скрупулезно осуществлялось планирование работ: на день, на месяц, на год и на пятилетку. По Любищеву, у человека не должно быть времени плохого, пустого, лишнего и нет времени «чистого» отдыха. Отдых — это смена занятий, как правильный севооборот на поле. Любищев научился обращаться с пульсирующим, ускользающим «теперь», не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал время, сжимая его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Он обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным, ему и в голову не могло прийти «убивать время». Любое время было для него благом. Урок Любищева состоит в том, что, только мобилизовав свои волевые качества, можно жить каждую минуту и каждый час дня с постоянной напряженной отдачей.

Неисчерпаемы возможности человека не только в области памяти, но и в мышлении, воображении, чувствительности различных анализаторских систем и т. д.

В последнее время ученые все больше поражаются и восхищаются беспредельными возможностями нашего мозга. Об этом говорят следующие факты.

В наших газетах писали о «югославском феномене». Его зовут Борислав Гаджански. В своем родном городе Зренякине он славится как математический феномен.

— Можешь ли ты, Борислав, извлечь корень 22-й степени из числа 348 517 368 454 361 458 882?

Максимум через минуту последовал ответ: «Восемь».

— А теперь извлеки, пожалуйста,  корень  31-й степени из числа 538 436 517 832 435 456 582.

Мальчик на минуту задумался и ответил: «Четыре». Мальчик учился в пятом классе. Ему было всего 11 лет, но он уже знал высшую математику почти в полном объеме программы вуза и в уме производил сложные математические расчеты.

О другом знаменитом «счетчике» Луи Дагбере рассказало парижское телевидение. Было устроено соревнование (оно транслировалось по телевидению) между Дагбером и электронно-вычислительной машиной. В задачу Дагбера и машины входило решение нескольких сложных математических задач с большим объемом вычислений. Дагбер поставил следующие условия соревнования: он будет считать себя победителем только в том случае, если сможет решить десять задач быстрее, чем машина семь. Телезрители с большим интересом следили за соревнованием и с нетерпением ждали результатов. Ждать пришлось недолго. Дагбер решил правильно все десять задач за 3 минуты 43 секунды, а электронная машина свои семь лишь за 5 минут 18 секунд! Дагбер победил машину, которая производит в секунду несколько тысяч арифметических действий. Мозг же обыкновенного человека производит 4—5 операций в секунду.

Понятно, что Борислав Дагбер и другие являются феноменами в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Нередко мы с некоторой иронией говорим о тех, кто может одновременно делать несколько дел, например, читать, писать и слушать, как Юлий Цезарь. Однако человек действительно способен на это. Объясняется это, как правило, хорошим автоматизмом, высоким навыком действия. К примеру, человек, хорошо владеющий машинописью, может печатать на машинке и одновременно думать о чем-то другом или же одновременно с печатанием на машинке разговаривать.

Однако здесь, видимо, проявляется не только автоматизм, но и другие возможности человека.

Обычно считали, что два полушария головного мозга функционируют одновременно и синхронно. Физиолог профессор В. В. Ефимов предположил, что можно активизировать работу каждого полушария и заставить их работать независимо.

В. В. Ефимов сделал доклад в Доме ученых Москвы. Он изложил результаты своих экспериментов, в том числе над самим собой. Используя современную аппаратуру, он доказал, что оба полушария могут работать независимо, однако для этого нужна систематическая тренировка. По его мнению, одним из видов такой тренировки могут послужить одновременные действия левой и правой руки, когда они выполняют разные дела: одной рукой человек рисует, другой пишет и т. д.

Возможности и способности человека могли бы проявляться в еще большей степени, но, увы, они, как цепями, сковываются своего рода тормозными охранительными механизмами. Нейтрализовать действие этих механизмов можно, например, с помощью гипноза.

Профессор К. К. Платонов в книге «Слово как физиологический и лечебный фактор» описывает интересный эксперимент. Погруженные в гипнотическое состояние люди поднимали груз в 10 кг на высоту 0,5 м. После того как у испытуемых наступало утомление, которое фиксировалось на специальном приборе, им давалось внушение, что груз облегчен в 2 раза. Работоспособность тотчас же