Литвек - электронная библиотека >> С И Хохлов и др. >> Психология >> Как воспитать волю и характер >> страница 46
пожимая:
«Я с этим человеком не знаком
Что про него хорошего я знаю?»
Вон человек, что скажешь ты о нем?
Спросил я у товарища другого
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
Даже человеку доброжелательному полезно соответственно настроиться в общении. С этой целью стоит вспомнить Экзюпери: «Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения». Помогает в такой установке и мысль В. Белинского: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».

Наряду с этим надо постараться заинтересовать других общением с собой. Для этого как бы включиться в орбиту интересов другого человека, проявить к его проблемам и заботам внимание, сочувственно отнестись к его переживаниям. Тот, кто умело учитывает естественное стремление людей к самоутверждению и помогает другому ощутить себя умным и знающим собеседником, как бы поднимает человека в его глазах, тот, в свою очередь, кажется умным и милым собеседником.

Благотворное влияние на многих людей оказывает похвала за добрые дела и достижения. Даже если у человеку и нет значительных достоинств, то полезно бывает заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки сделать что-то хорошее. Ведь в общении так важно опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». А. С. Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Доброжелательному общению с людьми помогает сочетание позиции и позы сочувствия. Естественно, что бескорыстная помощь со стороны другого человека обычно вызывает у каждого из нас чувство благодарности. И позиция сочувствия — генеральная линия в установлении благоприятных взаимоотношений. Все же немалое значение приобретает и сама форма помощи. Высокомерный или снисходительный вид при оказании помощи порой нередко задевает человека, больно ранит его самолюбие. Тем более когда эта помощь ставится в зависимость от унизительных просьб или обусловливается проработками или нотациями. Не случайно стало афоризмом выражение: «Выведи меня, мой друг, из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь». Лучше для доброжелательности в общении, когда всякого рода поучения делаются в тактичной и деликатной форме и не ранят самолюбие другого. Парадокс, но факт: часто люди зачастую больше дорожат вниманием к их просьбе, просто сочувственным желанием помочь им, чем даже исполнением самой просьбы, но сопровождаемым неделикатным, а то и грубым замечанием.

Во всяком случае вежливость в общении оказывается зачастую своего рода золотым ключиком в дом доброжелательности и контактности.

«Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость», — писал Сервантес. И как бы продолжая его мысль, уже в XVIII веке английская писательница Мари Монтегью заметила: «Вежливость ничего не стоит, но приносит много». К сожалению, довольно живучим оказалось мнение, что вежливость — это пережиток прошлого, а простой, честный человек должен резать матку-правду в глаза, не стесняясь формы. Здесь уже не до тактичности и вежливости, якобы символов интеллигентской мягкотелости. Как метко и умно заметил в свое время В. Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

Отношение к общению как к делу серьезному, важному для других и самого себя, установка на уважение и интерес к человеческой личности — вот, наверное, обязательное условие благотворности межличностных контактов, переживания положительных эмоций.

Следует подчеркнуть, что юноши и девушки в состоянии давать себе установку на правильное межличностное общение. Конечно, сразу может и не получиться. Но было бы желание.

Так, ученица IX класса Таня Ч. вначале записывала в своем дневнике: «С утра даю себе слово вести себя целый день в школе, как наметила дома, точно выполнять свои правила. Но прихожу в школу и так поддаюсь окружающей атмосфере, что правила как бы уходят на второй план. Совершаю одну ошибку за другой, я как бы запаздываю в своем самоконтроле. Сегодня опять все сначала шло хорошо — я вела себя тактично в споре с Колей Но вскоре опять сказала лишнее Сразу же подумала опять грублю, опять поссорюсь. Но так и но смогла перестроиться, как со скользкой горки катились все дальше и дальше, и опять наговорила глупостей. Не смогла вовремя внести необходимые поправки в свое поведение».

Интересно, что, осознав недостатки самоконтроля, пережив связанные с ним срывы в своем поведении, Таня начинала тренироваться в самоинструктировании, в специальном напоминании себе о плане деятельности. Через несколько дней в дневнике Тани появилась новая запись: «Сегодня, заметив, что стала несдержанной, нетактичной в споре, повторила про себя инструкцию: терпеливо объяснить другому его ошибки, приводить логичные доводы, не давать прозвищ, не повышать голоса — и смогла вежливо, логично закончить спор». Одновременно с этой записью родители и товарищи Тани стали подчеркивать значительные перемены в поведении девушки: она перестала давать прозвища товарищам, грубо обрывать несогласных с нею, кричать во время спора, стала проявлять сдержанность, вежливость.

Важно подчеркнуть, что сознательно данная себе установка на продуманное и достойное поведение помогает овладеть своими эмоциями.

Чтобы овладеть подсознательным влиянием на свое душевное самочувствие, используют самовнушение. Самовнушение помогает человеку сохранять свое здоровье, влиять на артериальное давление и кровообращение, обмен веществ. В экспериментах профессора А. М. Свядоща испытуемые путем тренировок овладели даже ритмом сердечной деятельности, доводя частоту ударов сердца с 68 до 144 и уменьшая до 46 ударов в минуту. И хотя ставшее общеизвестным выражение «в здоровом теле — здоровый дух» едва ли можно назвать истиной (и среди людей физически сильных немало трусливых и безнравственных), все же здоровье отнюдь не во вред стойкому характеру. Ведь среди больных больше людей эмоционально неуравновешенных. Говорят: человек стал злым, раздражительным, желчным. Конечно, дело не в «в безнравственности» желчи, а в том, что человек