Литвек - электронная библиотека >> Виталий Георгиевич Волович >> Справочники и др. >> Жизнеобеспечение экипажей летательных аппаратов после вынужденного приземления или приводнения >> страница 3
идеального с реальным. Эффективность же обучения зависит, в первую очередь, от того, насколько прочно будут закреплены сведения, приобретенные на лекциях, беседах и классных занятиях, во время тренировок в натурных условиях (Zeller, 1973; De Lorey, 1974; Water survival standdaun, 1974). При этом тренировки должны проводиться в различных физико-географических условиях, что позволит обучающимся полнее ощутить на себе воздействие различных факторов, присущих той или иной зоне (Staub, 1968; Нега, 1974).

В частности, американские космонавты при подготовке к полетам проходили специальный курс обучения выживанию в пустыне, в джунглях и на спасательных плотах в тропических водах Мексиканского залива (Scientists, engineers seek roles in space, 1964; Персёр и др., 1968; Air Force Times, 1968).

На занятиях в натурных условиях летчик, используя полученные теоретические знания, должен сам решать возникающие задачи, иметь правильное представление о внешней среде, в которой он может оказаться после вынужденного приземления или приводнения, о характере влияния тех или иных факторов (холод, жара, солнечная радиация и т. д.), о степени их опасности и методах защиты (Lessons for all., 1968; Zickes, 1968).

Летчик-испытатель, готовясь к полету на новом самолете, заранее, на земле, детально проигрывает возможные варианты аварийной ситуации, чтобы здесь, в спокойной обстановке, отыскать оптимальное решение. Это гарантирует его от растерянности при отказе техники в воздухе и в условиях жесткого лимита времени, позволит применить готовое решение для устранения опасности. Точно так же летчик, космонавт, отработав в процессе занятий по выживанию определенные схемы и решения, может с успехом применять их, оказавшись в условиях автономного существования.

Таким образом, в результате практического и теоретического изучения вопросов жизнеобеспечения летчик, космонавт должны получить необходимые знания и навыки поведения в условиях автономного существования. Но это лишь одна сторона задачи. Другая, и притом не менее важная, – психологически подготовить летчиков и космонавтов к преодолению возможных аварийных ситуаций, повысить их эмоционально-волевую устойчивость, научить умению принимать немедленно реальность сложившейся ситуации и действовать в соответствии с ней (Le May, 1953; Tucker, 1966; Ritz, 1972).

Обучение должно быть максимально приближено к реальным условиям выживания. Обучающимся должны предъявляться в полном объеме те раздражители и сверхраздражители, с которыми они могут столкнуться в действительности (Bosee, 1968). Совершенно очевидно, что морально-политическая и психологическая подготовка летного состава будет играть главенствующую роль в процессе выживания. Без такой повседневной, целенаправленной подготовки трудно ожидать успеха, ибо, как сказал Маршал Советского Союза А. А. Гречко: «Человек, не имеющий глубоких идейных убеждений, твердой воли, не способен противостоять трудностям и решительно преодолевать их; в минуты неудач и опасности он склонен падать духом и поддаваться паническим настроениям» (Гречко, 1974).

Важную роль при автономном существовании в безлюдной местности играет внешняя среда, ее физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны и многочисленны. Это – ветер и солнечная радиация, высокие и низкие температуры и т. д.

Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Эти особенности и обусловливают специфику выживания человека, оказавшегося в той или иной зоне: режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, передвижение по местности и т. д.

Летчикам и космонавтам, вынужденно приземлившимся в безлюдной местности или приводнившимся в океане, придется решать самые различные вопросы, однако степень важности каждого из них будет определяться географическим расположением района.

Например, в пустыне ведущими будут действия по защите от тепловых поражений и добыванию воды, в Арктике на первое место выступит борьба с холодом, в джунглях усилия экипажа должны быть в первую очередь направлены на предупреждение тропических заболеваний и т. д.

Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, непривычный к этим условиям, попадающий в них впервые, случайно, в результате сложившихся обстоятельств (авария самолета, гибель корабля и т. п.), оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели.

Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Аварийное снаряжение. Аварийное снаряжение является тем самым оружием, которое конструкторы вкладывают в руки терпящего бедствие для борьбы со стихией. Хорошее, разнообразное снаряжение не только облегчает действия летчика, космонавта в условиях автономного существования, но и стимулирует их стремление к преодолению трудностей (Burn, 1963; Tiep, 1969; Martimez, 1968).

Поскольку укладки носимых аварийных запасов или НАЗов из-за недостатка места вмещают крайне ограниченный перечень предметов, очень необходимых в условиях автономного существования, в конструировании аварийного снаряжения наметилось три пути.

Первый – совершенствование конструкции различных предметов НАЗа с использованием более прочных, легких материалов, простых и надежных схем и, за счет использования освободившегося места, доукомплектования НАЗов дополнительными предметами снаряжения.

Второй путь – разработка, помимо НАЗа, нового оригинального аварийного снаряжения. Примером такого рода может служить создание учеными Канзасского университета США специальной пластмассовой смолы, которая пропитывает ткань парашютного купола и во время снижения армирует его, превращая в готовое укрытие площадью 18,4 м2. Таким образом, летчик, приземлившись, сразу же получает в свое распоряжение «кров над головой». А чтобы укрытие не сорвало ветром, к парашюту придаются специальные растяжки (Parachute turns..., 1973).

Разрабатываются отделяемые кабины, которые могут служить и плавательным средством и укрытием после приземления (Puma, 1973). Создаются плоты, обладающие радиолокационной