Литвек - электронная библиотека >> Виктор Андреевич Канке >> Философия >> Основы философии >> страница 2
с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительными, так и повествовательными или повелительными. Разумеется, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три предложения:

1. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов (кстати, это утверждение носит имя того самого Пифагора, который придавал слову «философия» особое значение).

2. Кит — это, как и человек, млекопитающее.

3. Идеи связаны между собой.

Первое предложение относится к сфере математики, точнее геометрии. Второе предложение принадлежит биологии, точнее зоологии. Только третье предложение имеет очевидное философское содержание, здесь речь идет о любых идеях.

Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.

Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.

Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. И две с половиной тысячи лет назад, и сейчас философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов. Философские звезды среди нас, они озаряют нас светом философствования.

Еще раз о философских вопросах
Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшинское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вложенное в уста Гамлета: «Быть — или не быть?»…

Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.

Философские определения. За краткость, но против поверхностности
Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В философии высоко ценится умение кратко, емко, выразительно сформулировать проблему либо ее решение. Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев подчеркивал, что до тех пор, пока он не в состоянии выразить одним предложением суть философской проблемы, она остается для него неразрешенной. Лосев прав, его умонастроение заслуживает одобрения. В нашем случае это означает, что мы должны там, где это уместно, стремиться к коротким, лаконичным определениям. Однако следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Та краткость, которую мы приветствуем, непременно включает основательность, точность, тщательность в формулировках, их обоснованность, соответствие фактам. Если всего этого нет, то краткость никакая не сестра таланта, а его прямая противоположность. Мы приходим к выводу, что краткие философские определения при правильном, а не поверхностном философствовании должны дополняться многозвенными, предложение за предложением, рассуждениями.

Но как «попасть в цель» в философских определениях, как подобрать, обнаружить точное, правильное слово? Искать это слово, размышлять и дерзать. Когда цель близка, то полезно сопоставлять значения близких по смыслу слов. Так происходит словесная пристрелка. Разъясним это на примере определения своеобразия философии.

Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!

Итак, еще раз. Что такое философия? Рисуем таблицу, где в левой части стоит слово, смысл которого мы ищем, а в правой части приводятся определения, число которых может быть при желании приумножено читателем.

Основы философии. Иллюстрация № 1

Получаем следующее определение философии. Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеется, можно дать философии более краткое определение. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.

Философии все возрасты покорны
Нам бы хотелось развеять одно довольно-таки нелепое предубеждение. Состоит оно в том, что философия это, мол, удел прежде всего старцев-мыслителей, затем ученых и писателей, аспирантов, может быть, студентов вузов, но никак не всех других, в том числе студентов техникумов и училищ. Такое мнение еще никому не удалось обосновать, ибо это невозможно. Девушка и юноша благодаря своей молодости находятся не где-то сбоку, а в самом центре водоворота жизни. Здесь чуть ли не на каждом шагу возникают те же самые злободневные вопросы, которые выше были названы философскими. А это означает, что девушке или юноше приходится быть философом. Философия — это удел человека. Вопрос в том, какой философией пользуется человек и насколько умело. Неизбежный вывод — философии следует учиться, только так можно избежать суррогатов философствования.

Великий немецкий философ Гегель преподавал учащимся гимназии довольно сложную философию. И что же? Он приобрел многих благодарных учеников. На наш взгляд, юноши и девушки конца XX столетия достойны приобщения к высотам философии не менее своих сверстников прошлых эпох.

Научность