ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Александр Анатольевич Ширвиндт - Проходные дворы биографии - читать в ЛитвекБестселлер - Брайан Трейси - Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Нецарская охота - читать в ЛитвекБестселлер - Максим Валерьевич Батырев (Комбат) - 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя - читать в ЛитвекБестселлер - Нассим Николас Талеб - Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса - читать в ЛитвекБестселлер - Роберт Гэлбрейт - Зов кукушки - читать в ЛитвекБестселлер - Джо Диспенза - Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели - читать в ЛитвекБестселлер - Бен Элтон - Два брата - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Феликс Соломонович Кандель >> История: прочее >> В поисках пропавших колен Израиля >> страница 25
тьма на улице, а рабби стоит у окна и ждет, и ждет… Приходит служка: "Рабби, пора начинать". И рабби вздрагивает, словно пробуждается от сна. Опять он не пришел, долгожданный избавитель, опять перед глазами изгнание, плач и скорбь, униженный, гонимый Израиль. И рабби Леви Ицхак бежит в синагогу по темной улице, с горьким плачем начинает читать: "Как одиноко сидит столица‚ некогда многолюдная... Плачет‚ плачет она по ночам‚ и слезы ее на щеках у нее"…"



ПРИШЛОСЬ К СЛОВУ


Две истории, всего две, одна из которых повествует о еврейском мудреце первого века новой эры по имени рабби Ханина бен Доса.

Так уж оно случилось, что дочь копателя колодцев однажды упала в глубокую яму. Пошли и сообщили об этом рабби Ханине, на что он ответил: "Мир с ней", – что означает: она цела. Сказал еще раз: "Мир с ней". И в третий раз сказал: "Она вылезла из ямы".

Пошли, проверили: и правда, вылезла. Спросили его: "Ты пророк?" Ответил рабби Ханина: "Не пророк и не сын пророка. Но говорю вам: праведное дело не приводит к плохому. Копателя колодцев и его близких не накажут падением в колодец".

Это рабби Ханине принадлежат такие слова: "Любимый людьми – любим Богом. Кого не любят люди, того не полюбит и Бог".

История вторая.

Когда рабби Исраэль Баал Шем Тов, основатель хасидизма, видел беду‚ грозившую евреям‚ то шел в лес‚ в одно и то же место; там он разводил костер‚ читал особую молитву – и несчастье предотвращалось.

Позже‚ когда такая потребность возникала у его ученика‚ рабби Дова Бера из Межирича‚ он приходил в лес на то же место и говорил: "Создатель‚ слушай! Я не знаю‚ как разжечь огонь‚ но я еще могу прочитать молитву". И чудо происходило.

Рабби Моше Лейб из Сасова тоже отправлялся в лес‚ чтобы спасти свой народ‚ и там говорил: "Я не знаю‚ как развести костер‚ той молитвы тоже не знаю‚ но зато я знаю место‚ и этого должно быть достаточно". Этого на самом деле было достаточно‚ и несчастье предотвращалось.

Наконец подошла очередь отводить беду рабби Исраэлю из Ружина. Сидя в своем кресле‚ он обхватил голову руками и сказал Всевышнему: "Я не знаю‚ как разжечь костер‚ не знаю молитву‚ не могу даже отыскать в лесу то место. Всё‚ что я могу сделать, – пересказать эту историю‚ и этого должно быть достаточно". И этого было достаточно.


Повод для размышления.

Подошли иные времена, народились иные поколения, которым неизвестно то место в лесу, которые не знают, как развести костер, не могут прочитать молитву, не способны даже обратиться к Всевышнему, чтобы пересказать эту историю. Когда подойдет их время отводить беду, что же они будут делать?..


ГЛАВА ШЕСТАЯ


 Бездонная чаша. Лжемессии. Первый крестовый поход. "Кому жить и кому умереть". "Укрепите ослабевшие руки". Давид Алрои. "Дивные видения". Рыжие евреи. Мартин Лютер. "Желание – отец действия". 


БЕЗДОННАЯ ЧАША


"Отчего Израиль уподобляют масличному дереву? – спрашивал рабби Иоханан и сам же отвечал на это: – Маслина дает масло лишь после того, как ее раздробят (и выжмут в давильном прессе), – так и Израиль возвращается к праведности после тяжестей горя и страданий".

Во все времена евреи задавали один и тот же вопрос, который не давал покоя: когда, при каких обстоятельствах завершатся тяготы рассеяния и наступят мессианские времена? Уверяли еврейские мудрецы: Мессия придет в такой век, когда весь народ раскается и станет праведным или же окончательно погрязнет в грехах.

Каковы же признаки нераскаявшегося, погрязшего в пороках поколения? Сказано: когда доносчики восторжествуют и исчезнут судьи в Израиле, когда дерзость умножится, дороговизна возрастет, исчезнет последняя копейка из кошелька, дом учения обратится в дом разврата, благочестивые будут в презрении, сын перестанет слушаться отца, дочь восстанет против матери, дети превзойдут лукавством стариков, по бесстыдству поколение уподобится собаке, прочее и прочее… – тогда придет избавитель.

С. Фруг, еврейский поэт и прозаик (из рассказа "Последняя копейка"):

"Однажды – рассказывала бабушка Ханьця – у жителей знаменитого местечка Шмойновки не осталось ни единой копейки… Когда об этом стало известно шмойновскому раввину, реб Хаим-Беру… он обратился к присутствующим:

– В священном Талмуде сказано: "Мессия придет не иначе как в такое время, когда не останется ни единой копейки в кармане". Братья! Воздайте хвалу Всевышнему: в Шмойновке не осталось ни единой копейки. А потому готовьтесь, евреи, к пришествию Мессии!..

Глубокая тишина царила в собрании, пока общее безмолвие не было нарушено голосом реб Менаше-Менделя Подрядчика:

– По ремонту бани, я хочу сказать… из полученных мною денег имеется остаток.

– Остаток?!.. Сколько же в остатке? Сколько?

– Одна копейка.

И… положил на стол копейку…

Раввин сказал:

– Как видно… Мессия теперь прийти не может, ибо… у нас еще есть деньги…

В то же самое время до Мессии дошел слух, что в знаменитом местечке Шмойновке… не осталось ни единой копейки и, стало быть, наступило время его пришествия… И Мессия двинулся в путь. Горы и долины, леса, степи и поля убегали из-под быстрых ног его коня. Звонко и сладко пел Мессия псалмы и кантаты, как вдруг он услыхал какой-то смутный, но грозный гул многих голосов...

А в Шмойновке в это время… одни кричали: "(Эту копейку мы потратим) на Талмуд-Тору!", другие – "на синагогу!", третьи – "на ограду (для кладбища)". Крик, брань, проклятия сыпались со всех сторон, и всё это покрывалось воплями женщин и отчаянным плачем детей…

– Нет, – сказал Мессия, – я поторопился.

И он повернул коня назад…"


Повод для размышления.

В стихотворении С. Фруга "Легенда о чаше" сын спрашивает мать: правда ли, что "пред Божьим престолом" стоит чаша, и если евреи страдают "от рук беспощадных людей", в чашу падает слеза Господа? И когда она наполнится, придет Мессия? "То правда святая", – отвечает мать, но ребенок не успокаивается: когда же будет полна та чаша? "Быть может, в ней сохнут те слезы веками? Быть может… бездонна она?"



ЛЖЕМЕССИИ


Говорили мудрецы Израиля: человеку не дано знать дату появления избавителя; если бы прежним поколениям стало известно, сколько времени пройдет до прихода Мессии, они бы не выдержали груза изгнания.

Этот груз был нестерпим, а потому в разные периоды еврейской истории‚ во времена великих народных бедствий появлялись люди, провозглашавшие себя Мессиями, и каждый из них заявлял‚ что его цель – восстановление еврейского царства. "В несчастье человек становится легковерным, –