Литвек - электронная библиотека >> Елена Олеговна Чекулаева >> Путеводители и др. >> Блистательный Париж. История. Легенды. Предания >> страница 112
по сей день примерными французами.

Апартаменты короля занимают несколько залов. Примечателен зал «Бычий глаз». Все сохранилось, как и много веков назад. Так и кажется, что сейчас войдут придворные, обмениваясь новостями и сплетнями в ожидании пробуждения монарха.

А в просторной спальне просыпается Людовик XIV. Двое слуг уже держат кружевную рубашку, четверо подают стакан вина. В это время в зале «Бычий глаз» раздается громкий голос: «Господа, король проснулся!»

Требуется несколько часов, чтобы обойти дворец.

Сквозь исполинские окна можно любоваться геометрической планировкой садов, разбитых знаменитым архитектором Андре Ленотром. Их совершенству и гармонии пытались подражать владыки всех стран Европы.

Можно часами бродить по Версальским садам, но раскрыть секрет их безграничной глубины, созданной Ленотром, практически невозможно. Недаром и французские, и зарубежные историки утверждали, что Ленотр в своем стремлении выразить идею недосягаемости королевской персоны придал садам Версаля исключительную грандиозность. Он спланировал аллеи, расходящиеся из центра подобно лучам солнца, а не под прямым углом, как было принято раньше.

Дворцовый парк с фонтанами, бассейнами, украшенными скульптурами, раскинулся почти на ста гектарах.

При Людовике XIV было построено 1400 фонтанов. Они требовали в час 62 тысячи декалитров. Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений, и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены.

Органично вписались фонтаны в зеленое буйство деревьев и яркие всполохи цветочных клумб. В Версальском саду цветы — круглый год.

Во времена Людовика XIV, чтобы он не видел увядших цветов, их выращивали в горшках. Ленотр имел в своем распоряжении до двух миллионов горшочных цветов, и потому замены «цветочных сцен» производили очень быстро. К тому же регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы: особенно сорта нарциссов-жонкиль и тубероз. Их можно увидеть и в наши дни.


Блистательный Париж. История. Легенды. Предания. Иллюстрация № 101 Версаль. Дворец «короля-солнца»


В глубине Версальского парка как по волшебству возникает одноэтажный дворец — это Большой Трианон. Здесь король обедал в парадном зале, отделанном розовым мрамором и голубыми изразцами, привезенными из Дельф.

Если пойти в противоположную сторону, попадешь в Малый Трианон, построенный для пикников и развлечений. Его создал личный архитектор Марии-Антуанетты Жюль Ардуен Марсар-Мансар.

Год спустя разражается Революция. 6 октября 1789 года королевская семья и двор вынуждены покинуть Версаль. В замке выполняют только работы по содержанию его в исправности. Ардуен Мансар теряет титул архитектора королевы. Он возвращается в свой родной город — Нанси. Но поскольку ему покровительствовала Мария-Антуанетта, он навлекает на себя подозрения. Во время террора он арестован, предан революционному трибуналу, приговорен к смертной казни и в 1794 году гильотинирован. Благосклонность великих иногда может быть роковой.

...Прошли века. В знаменитом Версальском парке под Парижем в 2005 году было спилено самое старое дерево — дуб Марии-Антуанетты. По сообщению дирекции дворца Версаль, работы начались утром и продолжались несколько часов. Сначала предстояло спилить ствол дерева-гиганта, достигающего 5,5 м в обхвате и 35 м в высоту. После этого два трактора выкорчевали корень, который впоследствии будут экспонировать в парке неподалеку от того места, где росло дерево.

Согласно сохранившимся архивным документам, дуб был посажен еще в 1681 году, когда создавался Версальский парк. В 1776 году французский король Людовик XVI затеял в парке реконструкцию, и дуб оказался одним из немногих уцелевших деревьев. Согласно преданию, дерево спасла королева Мария-Антуанетта, которая любила прогуливаться в тени дуба, росшего неподалеку от дворца Большой Трианон. Именно поэтому ему впоследствии присвоили имя королевы, окончившей жизнь на гильотине во время Великой французской революции. Могучий 300-летний ветеран благополучно пережил ураган, который обрушился на Францию в 1999 году и причинил большой урон Версальскому парку. Однако, лишившись защиты росших по соседству деревьев, дуб начал сохнуть. А беспрецедентная летняя жара 2003 года окончательно сгубила дерево. Убедившись, что дуб Марии-Антуанетты погиб безвозвратно, дирекция Версаля приняла решение спилить дерево и посадить на его месте молодой саженец.

Новая история, новые деревья...

Послесловие

В течение многих лет Париж для большинства россиян был покрыт дымкой нереального.

Хотелось бы, чтобы книга в какой-то степени помогла ознакомиться с основными чертами прошлого этого удивительного города: историческая тема занимает в ней значительное место и способна удовлетворить ожидания тех, кто полагает, что настоящее можно правильно понять только через ушедшее или уходящее прошлое.

Но прежде всего это приглашение к путешествию: книга предлагает читателям маршрут для осмотра основных памятников столицы, включая, естественно, и те, которые История сделала дорогими сердцу русских. Значительное место уделено как историческим эпизодам, так и таинственным происшествиям, загадкам и секретам, связанным с прошлым французской столицы.

Париж «это не город, а целый мир», — утверждал Карл V, правда, Париж он называл его прежним именем — Лютеция.

Как полагают, свое происхождение слово Лютеция берет от греческого «лейкос» (белый), так как место это было богато гипсовыми карьерами, хотя французский писатель Рабле считал, что причиной была белизна вовсе не гипса, а «бедер дам вышеназванного места».

К IV веку после Р.Х. «Париж» заменяет прежнее название Лютеция.

Существует несколько версий о его происхождении, из которой наиболее достоверной признается так называемая «египетская версия». Согласно ей, слово «Париж» этимологически состоит из двух греческих слов, означающих «около Изиды», египетской богини, почитаемой в древней Лютеции.

Статуя Изиды существовала до начала XVI века, до того времени, пока одна простолюдинка, приняв ее за изображение Богоматери, не пришла возжечь перед ней целый пук свечей. Статуя была уничтожена, одним памятником в Париже стало меньше.

Но их осталось достаточно, и многие имеют свои секреты и загадки. Похоже, парижане к этому привыкли, а вот историки — как французские, так и