Литвек - электронная библиотека >> Андрей А Иванов >> Документальная литература >> Криминальные войны Ижевска >> страница 2
в законе". После смерти Касима возглавил воровскую общину республики. Местонахождение до сих пор неизвестно. По оперативным данным, убит. Хотя вряд ли. Труп не обнаружен.

Лето 2000 г. — убит Горохов Николай Петрович, Горох. Лидер группировки "спортсмены". Вместе с младшим братом Виктором долгое время противостоял влиянию уголовников — "касимовских". Осенью 1996 года младший брат Гороха убит в Москве. На могиле брата Горох-старший поклялся отомстить. В ходе длительного противостояния и разборок между "спортсменами" и уголовниками верх взяли последние. Горох отошел от дел и перебрался на постоянное местожительство в Москву. Застрелен наемным убийцей неподалеку от своего подъезда.

Может быть, не все убитые авторитеты учтены в этом списке киллера. Но матерые да знаменитые — все. Основной, так сказать, состав. Форварды. Одно несомненно — список будет пополняться новыми именами…

Как все начиналось
Организованная преступность существовала всегда. Однако в том виде, какой она имеет сейчас, формироваться в Ижевске она начала в конце 80-х, с появлением и расцветом кооперативного движения. Появилась прослойка "богатеньких буратин". Жирные "овцы" с одной стороны и голодные "волки" — уголовники и рекетиры, — с другой. Стричь "овец" взялись две команды: бригада Вячеслава Горбова (Горб) при поддержке Анатолия Ислентьева (Ислентий) и бригада Шамиля Латыпова (Шамиль) при содействии Сергея Крысина (Крысик) и Анатолия Тектонова (Толясик). Первая команда была рекрутирована всевозможными "бакланами" да "гопниками", мелким ворьем, тусующимся возле пивных точек и рюмочных. Вся эта братва излишеством интеллекта не выделялась и жила по старому уркаганскому принципу: украл, выпил — в тюрьму. Уголовники чтили воровские традиции, власть презирали, но боялись, и пощипать "барыгу" для них считалось делом привычным и почти безопасным.

Команда вторая объединила представителей высших воровских каст: карманников — "щипачей" и мошенников — "фармазонов". Эти ребята деньги считать умели (и не только чужие), обладали талантом превращения копейки в полновесный рубль и поэтому быстро смекнули выгоду новой экономической политики государства. Ушлые кооператоры были наглухо обложены данью. Работать без "крыши" стало зазорно, немодно, да и просто небезопасно.

Со временем сферы влияния двух команд стали пересекаться, и возникли недоразумения. Конфликт разрешился почти полюбовно, без стрельбы и поножовщины. Хотя кровь, как ей и положено, пролилась…

Бригада Горба полученные рэкетом деньги лихо просаживала в кабаках и пивнушках, в то время как конкуренты — "шамилевские" — вкладывали капитал в дело. Для выяснения и "правилок" из Перми в Ижевск "ворами" был послан авторитет — вор в законе Якутенок. Ему было поручено провести расследование и определить правых и виноватых. За этим дело не встало. "Латыповские" хорошо организованы, отчисляют в "общак" намного больше "горбовских", их поддерживают местные авторитеты. "Горбовские" спиваются и деградируют, дисциплина пошатнулась. Якутенок прямо принял сторону "латыповской" бригады. В результате этого произошла "правилка": Горба и Ислентия избили латыповские бойцы, их бригада распалась — кто-то "сел", кто-то перешел на сторону Латыпова. Теперь Шамилю уже никто не мешал работать.

Часть 2

Организованная преступность по своей структуре сильно смахивает на государственное ведомство силовых структур. Руководящие функции министра выполняет "смотрящий" — вор в законе. Штаб, секретариат и оперативный отдел — "положенцы" и авторитеты. Есть человек, отвечающий за кадры, есть финансист, который держит "общак", есть разведка и контрразведка. Поставленные руководством задачи выполняют рядовые сотрудники — быки", "торпеды", "пехота". Все продумано, организовано, ничего лишнего.

Шпана
Конец 80-х. В Ижевске самый расцвет молодежных гуппировок: "тридцатка", "металлурговские", "центровские", "татарбазарские", "сотка", "буммашевские", "ошмес", "вокзал", "машиностроитель" и т. д., и т. п. Кучковалась молодежь по территориям и развлекалась тем, что устраивала массовые драки с соперниками из соседних районов. Излюбленными местами "разборок" были Летний сад им. Горького и парк Кирова. Кастеты, велосипедные цепи, модные и редкие по тем временам нунчаки (часто самодельные), солдатские ремни с тяжелыми бляхами — лихие времена "потерянного поколения".

Группировки (а тогда еще не было современных понятий типа "бригада" или "братва") строились по армейско-тюремному принципу. Самым низшим звеном были "сопляки". Пацаны, достигшие возраста 13–15 лет, уголовной ответственности не подлежащие, и те, кто постарше, умело пользовались этим преимуществом, подставляя малолеток. Среднее звено — "молодежь" — составляли юноши спортивного телосложения и призывного возраста — от 16 до 18 лет. Звено последнее и самое главное — "старики" (старшие). Стариками считались молодые люди от 20 до 25 лет, отслужившие в армии (желательно в спецподразделениях) или имеющие криминальный тюремный опыт.

Подчинение младших старшим было беспрекословным. Всячески поощрялась и культивировалась строгая дисциплина. Проводились учебные сборы. Устраивались учебные драки. Группировки были сплоченны и мобильны, жили "по понятиям". Такие подготовленные боевые группы не могли не привлечь к себе внимание криминальных авторитетов.

Первым, кто умело направил в нужное русло всю эту силищу, был Шамиль Латыпов. Шамиль назначил "рулить" группировками своих "положенцев" — Гошу (Паршаков Игорь Игоревич, 1962 г.р. Занимался коммерцией, многих "кидая". Убит в сентябре 1994 года на Воложке), Толясика (Тектонов Анатолий Геннадьевич, 1960 г.р., после кровавых "разборок" покинул Ижевск, сейчас находится за пределами Удмуртии) и Печкина (Каюмов Ильдус Нагимович, 1967 г.р., находился в розыске по подозрению в похищении Гороха-младшего и организации поджогов квартир сотрудников милиции. Говорят, что скрывался в Прибалтике. В настоящее время проживает в Ижевске. Якобы "сидит на игле").

Три "положенца" активно включились в работу с молодежными группировками. Гоша курировал кооператоров, которые исправно платили за "крышу" — банальный рэкет. Тех, кто осмеливался уклониться от "налогов", жестоко "прессовали". Горели ларьки и машины, оказывался испоганенным товар.

Толясик "держал общак" и подогревал "братву" в колониях и зонах. "Общак" пополнялся регулярно, благодаря манипуляциям Гоши.

Печкин работал с "молодежью", подбирал и "ковал" кадры. Сам он, бывший лидер "тридцатки", хорошо знал и разбирался в психологии и пацанских понятиях, и потому проблем с "кадрами" у Печкина