ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джон Маррс - The One. Единственный - читать в ЛитвекБестселлер - Юлия Ефимова - Ложь без срока годности - читать в ЛитвекБестселлер - Анджей Сапковский - Ведьмак - читать в ЛитвекБестселлер - Елена Сокол - Окно напротив - читать в ЛитвекБестселлер - Дэвид Кэмерон Джиканди - Счастливый карман, полный денег - читать в ЛитвекБестселлер - Бодо Шефер - Пёс по имени Мани - читать в ЛитвекБестселлер - Марти Кляйн - Сексуальный интеллект - читать в ЛитвекБестселлер - Николай Кукушкин - Хлопок одной ладонью - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Леонид Павлович Гримак >> Гипноз, НЛП, внушение и самовнушение и др. >> Тайны гипноза. Современный взгляд >> страница 116
некоторые из них создают проблемы в поведении и потому требуют психотерапевтического вмешательства.

В повседневной жизни нередко можно услышать выражение: «Он живет только сегодняшним днем» или «Она вся в будущем (прошлом)». Таким образом, на бытовом уровне проявляется наша способность распознавать доминантность психологической пространственно-временной ориентации человека, накладывающей определенный отпечаток на стиль его жизни и поведения.

Способы, какими люди моделируют пространства «прошлого», «настоящего» и «будущего», представляют им определенные преимущества, нередко формируя их уникальные способности, или же, наоборот, накладывают существенные ограничения на их программы поведения. Поэтому некоторые психологические проблемы человека просто невозможно решить, не изменив параметров его виртуальных пространственно-временных моделей.

Как правило, проблемы субъективного дискомфорта при «планировании жизни» возникают в тех случаях, когда у субъекта бывает недостаточно четко сформировано «пространство будущего» или «пространство прошлого».

Важная роль «пространства будущего» состоит в том, что формирующиеся в нем образы часто оказывают мотивирующий эффект: побуждают к совершению определенных поступков или, наоборот, тормозят действия, готовые к выполнению в «пространстве настоящего» (вовремя осознанные, как преждевременные). С помощью образов, помещаемых в «пространство будущего», осуществляется синхронизация с предстоящим, создаются необходимые причинно-следственные представления, которые более или менее детально программируют поведение субъекта.

Способность строить свое индивидуальное «пространство будущего» — уникальное преимущество человека. Понятно, что его предметно-сюжетная наполненность по своей четкости и «законченности» ни в коей мере не может быть сравнима с «пространством прошлого», но то, как уверенно в нем обозначены границы предстоящей деятельности, ее предмет, действующие лица и образ себя в этой пока еще виртуальной действительности (и которую при необходимости можно подкрепить методами гипноза), в значительной мере определит реализацию намеченных планов.

Дефекты функционирования личностного «пространства прошлого» также бывают предметом гипнотерапевтического воздействия. Чаще всего они обусловлены своеобразным «недоразвитием» этой важной составляющей пространственной модели в связи с общим инфантилизмом личности. Следствием этого обстоятельства является неумение извлекать опыт из жизненной практики, учиться на собственных ошибках.

Причина такого рода личностных особенностей бывает обусловлена привычкой субъекта недостаточно четко визуализировать в памяти прожитые этапы жизни, и, как показала практика, хорошие результаты в этих случаях дает внушенная в гипнозе установка «чаще и более внимательно просматривать "пространство своего недалекого прошлого"».

Между тем простейшая психокоррекционная работа с «застопорившимся трудным прошлым» может быть с успехом проведена пациентом даже самостоятельно. Заключается она в том, чтобы визуально «вывести себя» из «среды прошлого», покинуть это уже не актуальное пространство и так же визуально поместить свой образ в обстановку настоящего. Такого рода психологическая операция позволяет четко представить и осознать беспокоящую проблему как полностью изжитую и оставленную в прошлом. Повторяется этот прием несколько раз в порядке своеобразных аутогенных воздействий.

Более сложными методическими подходами для выведения индивидуума из «нежелательного прошлого» располагает гипнотерапия, однако в данной работе мы не можем останавливаться на их характеристике.

Меньше всего психотерапевтических проблем бывает связано с дисфункцией «пространства настоящего», хотя и здесь не так уж редко находятся субъекты, которые затрудняются точно определить последовательность нескольких недавних событий.

Следует указать и еще на одно важнейшее свойство виртуального пространства психики. В нем непременно отражается и сам субъект его создающий. Именно поэтому внутреннее психическое пространство человека всегда является для него «содержательным полем» (Д. И. Дубровский, 2002), неким оперативным вместилищем для моделируемых объектов и текущих изменений в окружающем мире, а также для образа самого себя, как главного действующего лица в отражаемых сюжетах. Этот центральный вопрос психотерапии будет рассматриваться в заключительной части раздела после обсуждения особого свойства виртуальных реальностей формировать и устранять различного рода невротические нарушения.


Виртуальные реальности психики как патогенные и лечебные факторы.

В противоположность виртуальному пространству психики, характеризующемуся своей достаточно простой функциональной и семантической природой, виртуальные реальности, наполняющие вышеозначенное «вместилище», отличаются крайним разнообразием своих сущностных и структурных особенностей. Это и не удивительно — они являются отражением великого многообразия проявлений объективного мира. Положение существенно осложняется еще и тем обстоятельством, что объектами виртуального отображения оказывается и сам человек, а также создаваемые им предметная среда и социально-культурные образы, идеи и смыслы.

1. Гипнотерапевтическая практика показала, что виртуальные реальности психики имеют свои особые структурные инварианты и характеристики, которые психотерапевт должен обязательно учитывать в повседневной работе. Рассмотрим наиболее важные.

Внутренняя динамичность проявляется в том, что составляющие конкретную виртуальную структуру компоненты и связи находятся в состоянии непрерывного изменения под действием различного рода «подстроенных» импульсов центральной нервной системы. Это значит, к примеру, что виртуальные структуры патогенного характера под действием благоприятных «реалий жизни» со временем могут снижать свою вредоносность. Однако, чаще всего, к сожалению, проявляется противоположная тенденция: патогенные виртуальные структуры захватывают в поле своего действия все новые стороны «здоровой жизни» субъекта и, расширяя сферу своих проявлений, формируют полисимптомное хроническое заболевание.

2. Многомерность виртуальной реальности воплощает в себе единство многих различных качеств. В данном случае в виртуальной реальности проявляется основное свойство перцептивного образа, которым он является по существу. «Образ в силу самой своей структуры многозначен… и представляет пучок смыслов, а не одно из его значений или