Литвек - электронная библиотека >> Михаил Васильевич Попов >> Политика и дипломатия >> Национальный вопрос в работах Ленина и Сталина

М.В.Попов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РАБОТАХ ЛЕНИНА И СТАЛИНА


Национальный вопрос — один из важнейших и сложнейших вопросов, в зависимости от правильного решения которого находится успех или неуспех борьбы рабочего класса за социализм. Вот почему этому вопросу в работах Ленина и Сталина уделяется большое внимание.

Ключевым является разработанное Лениным и Сталиным понятие нации. По известному определению Сталина, «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [1]. Если нет хотя бы одного из указанных признаков, то о нации уже говорить нельзя, а приходится вести речь о расе или национальности. Например, «можно представить людей с общим «национальным характером», и все-таки нельзя сказать, что они составляют одну нацию, если они экономически разобщены, живут на рваных территориях, говорят на разных языках и т.д. Таковы, например, русские, галицийские, американские, грузинские и горские евреи, не составляющие, по нашему мнению, единой нации» [2]. Ленин поэтому не советовал «хвататься за сионистскую идею еврейской нации» [3], подчеркивая, что эта идея «совершенно ложная и реакционная по своей сущности» [4]. В настоящее время в связи с образованием на определенной территории государства Израиль возникла израильская нация, но в нее не входят те евреи, которые проживают на территориях других государств. «Совершенно несостоятельная в научном отношении идея об особом еврейском народе реакционна по своему политическому значению... Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата, создавая в нем прямо и косвенно настроение, враждебное ассимиляции, настроение «гетто» [5].

В.И. Ленин к национальному вопросу в своих работах обращался неоднократно. И.В. Сталин по сути дела начал с него свою теоретическую деятельность как идеолог российского пролетариата. Об этом В.И. Ленин писал М. Горькому в 1913 г.: «У нас один чудесный грузин засел и пишет для «Просвещения» большую статью» [6]. Речь шла о статье Сталина «Марксизм и национальный вопрос», которая была процитирована выше.

Марксистская методология требует корни всех общественных вопросов искать в производстве. Это относится и к национальному вопросу. Само возникновение наций связано с развитием товарного производства. Это по сути дела другая сторона образования национальных рынков. «Национальность, тождество языка есть важнейший фактор для полного завоевания внутреннего рынка и для полной свободы экономического оборота» [7].

К эпохе развития национальных рынков относятся и национальные войны. Говоря о национальной ненависти, которая наиболее резко проявляет себя в межнациональных конфликтах, Ленин подчеркивал, что «реальные интересы торговой и промышленной буржуазии составляют главное основание этой ненависти» [8]. Неудивительно, что, когда в Советском Союзе был взят курс на рынок и развитие товарного производства, процесс единения наций сменился их разделением, и возникли многочисленные межнациональные конфликты, приведшие, в конечном счете, к распаду единого государства.

Рабочий класс ведет борьбу против всех форм угнетения одних людей другими. Именно поэтому он и его идеологи выступают и против национального угнетения во всех его формах. Чтобы объединить борьбу трудящихся и эксплуатируемых всех наций надо, прежде всего, признать их равноправие. Наиболее ярким выражением признания равных прав и уважения свободы каждой нации является выдвинутый Лениным принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Право наций на самоопределение вплоть до отделения означают лишь одно, — что ни одна нация не вправе удерживать другую в союзе с собой насилием, ибо не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Как семья может быть прочной, только если каждая сторона соединилась в брачный союз свободно, по любви, так и союз наций только тогда прочен, когда у каждой нации есть право расторгнуть союз, и коли она того пожелает. «Социал-демократия, — писал Ленин в статье «Национальный вопрос в нашей программе», — всегда будет бороться против всякой попытки путем насилия или какой бы то ни было несправедливости извне влиять на национальное самоопределение. Но безусловное признание борьбы за свободу самоопределения вовсе не обязывает нас поддерживать, всякое требование национального самоопределения. Социал-демократия, как партия пролетариата, ставит своей положительной и главной задачей содействие самоопределению не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности. Мы должны всегда и безусловно стремиться к самому тесному соединению пролетариата всех национальностей, и лишь в отдельных, исключительных случаях мы можем выставлять и активно поддерживать требования, клонящиеся к созданию нового классового государства или к замене полного политического единства государства более слабым федеративным единством» [9].

Применение на практике принципа права наций на самоопределение вплоть до отделения является непростой задачей.

Прежде всего, не просто определить, кто выражает в данный момент волю нации — буржуазия или пролетариат. Все зависит от того, как складывается борьба между ними внутри нации, и за что какой класс выступает. Если борьба рабочего класса затихает, то функцию носителя и выразителя национальной воли берет на себя буржуазия. Если же на революционную борьбу поднимается рабочий класс, тогда уже его интересы определяют волю нации. И если, например, буржуазия требует отделения, а рабочий класс — союза, то принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения означает, что нация, имея это право, вовсе не собирается им пользоваться.

Признать право на самоопределение нации вовсе не значит посчитать целесообразным ее отделение от другой нации. Ленин писал: «Разумеется, право на самоопределение одно дело, а целесообразность самоопределения, отделения той или иной нации — другое дело. Это — азбука» [10]. Признать право на самоопределение вовсе не означает голосовать за отделение, а «голосовать за предоставление отделяющейся области самой решить этот вопрос» [11]. Точно так же, как признание права на развод не требует голосования за развод. Поэтому признание права наций на самоопределение вплоть до отделения «нисколько не исключает ни пропаганды и агитации против отделения, ни разоблачения буржуазного