ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Моё настоящее имя. Истории с биографией - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Дикая - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Дикая. Часть 2 - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Неуязвимая - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Отступница - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Родная кровь - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Сталь - читать в ЛитвекБестселлер - Дафна дю Морье - Ребекка - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Андерс Бодельсен >> Детектив >> Задумай число >> страница 5
Мириам, — тебе было интересно или только страшно?

— И то и другое понемногу.

— Ну что ж, — она испытующе, как ему показалось, взглянула на него, — во всяком случае, все уже позади. И нас покажут по телевизору.

Машина остановилась у банка, уже темного и пустого.

— Хочешь, заедем ко мне, выпьем по рюмке, — предложил он.

Она покачала головой. С портфелем в руке Борк подошел к своей машине. Мириам, проезжая мимо в своей малолитражке, посигналила ему.

Дома Борк открыл на кухонном столе портфель, потом коробку для ленча. Прижатые крышкой стопки 500 — кроновых банкнот сразу распрямились и взбухли, как тесто, он надавил на них пальцами.

Присутствие чужих денег в его квартире как будто сделало ее еще меньше, да и сам Борк почувствовал себя маленьким, ноги опять стали дрожать, как раньше в банке. Пытаясь унять дрожь, он приготовил ужин, поел.

Позже, сидя у телевизора, он увидел свое лицо: спокойный человек, осторожно выбиравший слова. Потом крупным планом показали записку грабителя. И опять его лицо. Борк удивлялся, как это он мог сохранить хладнокровие. На экране он говорил:

«…когда я прочитал его записку, то сразу стал выгребать деньги из выдвижных ящиков стола. Я понял, что угроза серьезная, и у него действительно револьвер в кармане. Сначала я пытался отдать ему только сто кроновые банкноты, которые держу во втором ящике. Но он приказал открыть и следующий ящик, в который я складываю пятисоткроновые банкноты, и я не посмел отказаться. Из соображений безопасности я не включал сирену, пока он не покинул банк».

Здесь пленку, очевидно, обрезали: появилась Мириам. Она дала только общее описание грабителя, не смогла назвать ни цвет волос, ни цвет глаз, а возраст определила между тридцатью и сорока; по мнению Борка, она ошиблась лет на десять.

Потом показали Корделиуса за его столом в стеклянном кабинете. Вид у него был растерянный. Комментатор, который брал интервью, спросил, сколько они обычно держат наличными.

«Это в большинстве случаев оставляется на усмотрение кассира. Но я должен сказать, что был потрясен, узнав, что наличных денег у нас оказалось около двухсот тысяч крон. Это вопрос, к которому я намерен еще… э… вернуться. Я управляющий, и вся ответственность лежит на мне, и я не собираюсь уклоняться от нее. Но… самые крупные суммы у нас действительно бывают по понедельникам. И тем не менее я считаю это серьезным нарушением наших правил».

На экране появился мотоцикл со шведскими номерными знаками. Голос диктора:

— "Во второй половине дня полиция нашла мотоцикл грабителя в роще, расположенной в нескольких километрах от банка. Здесь грабитель пересел в машину. Уже установлено, что мотоцикл краденый. Полиция просит всех, кто…"

Борку стало зябко, он обхватил плечи руками.

А диктор тем временем говорил:

«Насколько удалось установить, грабитель унес сто восемьдесят восемь тысяч крон в банкнотах по 100 и 500 крон, номера которых не были переписаны. Преступление расследует большая группа специалистов. Надеемся, что расследование не затянется. Сегодня в Управлении полиции кассиру банка Флеммингу Борку и служащей банка Мириам Левин были показаны фотографии преступников, осужденных в прошлом за ограбления банков, а полиция исследует с помощью собак обширную зону вокруг места, где был оставлен мотоцикл. Однако пока на след грабителя напасть не удалось».

Борк постоял у окна, глядя на редкие машины, подъезжавшие со стороны пруда. Потом взял портфель, спустился вниз и сел в свою машину.

Ехал он на север, иногда поглядывая в зеркало заднего обзора. Никто его не преследовал. Когда дорога углубилась в лес, он остановился и вышел из машины.

На шоссе появилась машина. Ему показалось, что она останавливается, но машина вновь набрала скорость и проехала мимо. Земля была слишком твердой, а движение — слишком оживленным. К тому же ему в голову пришла новая идея.

Он сел в машину и поехал обратно. Идея была неожиданной и, как он решил, очень удачной. Он оставил машину у Торгового центра, остальную часть пути проделал с портфелем в руке, вошел в банк через заднюю дверь — ключ у него всегда был с собой — и взял фонарь в чулане, где хранились запасные электропробки.

Ключи от свободных сейфов лежали в столе у Мириам. Он выписал квитанцию на имя Ф.Хьюлманда и отыскал пустой сейф, соответствующий номеру на ключе — 129. Затем, воспользовавшись этим ключом и главным ключом банка от всех сейфов, запер свою коробку для ленча. Она едва влезла в узкое пространство между стенками. До папки с квитанциями ему сейчас не добраться, так что эту часть операции пришлось отложить. Карманный фонарик он вернул на место и вскоре уже сидел в своей машине. Никто за ним не следил.

Дома он опустил ключ от сейфа в бутылочку с остатками концентрированного смородинового сока на донышке, которая стояла в буфете. Квитанцию спрятал в книгу «Банк и биржа» между страницами 128 и 129. В квартире, на лестнице и в других квартирах было совершенно тихо.

— Руки вверх! Это ограбление!

На слове «ограбление» Симонсен не выдержал и захихикал. Но палец продолжал упираться в спину Борку, как дуло пистолета. На заднем плане ухмылялся Берг.

— Ну, сколько наличными мы будем держать сегодня? — спросил Симонсен, заливаясь смехом. — А? Четверть миллиона кроночек?

Появился Корделиус и сразу подошел к Борку.

— Борк, между нами должна быть полная ясность. Сегодня я пошлю отчет в правление. Вы можете вначале прочитать его и приложить свое объяснение, если оно у вас есть. Позвольте подготовить вас к тому факту, что мое объяснение будет нелестным для вас. Вы действовали вопреки всем моим указаниям уменьшить сумму храня щихся у вас наличных. Ну, идемте вниз?

Их ключи повернулись одновременно. Они взяли наверх очень скромный запас наличных. Банк открылся — и через минуту был полон людей.

Нетрудно было догадаться, почему они все пришли, многие выписывали чеки на небольшие суммы и долго глазели на Борка, в котором узнали кассира, которого показывали по телевизору. Другие не прошли дальше круглого стола, где заполняли что-то, а потом долго хлопали себя по карманам, ища какой-то совершенно необходимый и якобы забытый документ. Некоторые даже не заходили в банк, а ходили вперед-назад у входа, бросая любопытные взгляды.

С самого открытия к. Борку образовалась очередь. Кое-кто из постоянных клиентов, подходя, комментировал событие: «Ну, слава богу, вы еще здесь». «Поздравляю с телевизионным дебютом!» или «Ну, я бы точно так же поступил, черт возьми».

Борк поглядывал на картотеку за спиной Мириам, куда рано или поздно придется поместить индексную карту, пока никто не заметил, что один из ключей