Литвек - электронная библиотека >> Владимир Данченко >> Эзотерика, мистицизм, оккультизм >> Эволюция сознания в документах >> страница 2
царского строя

Я прочитал драму "Гроза". Как автор ни старался убедить меня в силе характера Катерины, у него ничего не вышло. Я не почувствовал ни малейшего сочувствия к судьбе героини. Ведь выживают только сильные, способные держаться за жизнь двумя руками люди. А Катерина растратила себя по мелочам и ослабила хватку. Более сильные личности (Кабаниха, Дикой) забили менее сильную Катерину.

С детства Катерина находилась в окружении предрассудков и заблуждений. И мораль ее была надуманной, выдуманной из Библии. Она делала все не так, как ей хотелось, а так, как ее учили. Она слепо верила в Бога, и для чего-то молилась ночи напролет, причем сама не зная чему молилась. А ведь Бога нет - это научный факт. Катерина не является волевой личностью. Ею крутили как хотели с раннего детства. Сначала мама и папа, потом Кабаниха, потом Борис. В борьбе с самою собою, в борьбе между любовью к Борису и ранее заученными догмами наступил критический момент. Она утопилась. Можно ли считать этот поступок проявлением сильного характера? Конечно нет. Ей просто ничего другого не оставалось делать. Ее загоняли до предела. Женщина с сильным характером осталась бы жить, и сама сжила бы со свету Кабаниху (пример - "Кайдашева сiм'я" Нечуя-Левицького).

Сейчас за слабых личностей заступается общественность, которая не дает сильным забить их окончательно. А в то время общественность сама поедом ела слабых - сам не съешь, тебя съедят. В смерти Катерины некого винить. Конечно, частично в этом виновата Кабаниха. Но, все-таки, самый главный виновник - сама Катерина. Ее убили ее собственные предрассудки.

Оценка - удовлетворительно.

3. Сочинение по русской литературе, 1969-70 учебный год

"Любовь в жизни Базарова и Кирсановых"

План:

1) Отношение Базарова к любви

2) Базаров - человек без иллюзий

3) Базаров и Одинцова

4) Аркадий и Катенька

5) Николай Петрович и Фенечка

6) Павел Петрович, Нелли и Фенечка

Базаров был дельный человек. Он ко всему подходил с практической точки зрения. К любви, как таковой, тоже. За что он считал любовь, разбирать не будем - это уже относится к области физиологии. Как-нибудь в другой раз. Любовь в понятии Павла Петровича и Аркадия он называет бездумным романтизмом, ерундой. Безусловно, он прав. Я тоже так думаю. Базаров - человек без иллюзий. Во всех ситуациях он остается трезвым, чистым как стеклышко. Никакая душевная буря не может затуманить его сознания. Когда Одинцова сказала: "Вы меня неправильно поняли...", он не стал валяться у нее в ногах и лить крокодильих слез. Правда, он был немножко ошарашен, но никаких эксцессов не последовало. Базаров с головой погрузился в работу и постарался забыть. Несомненно, что Базаров сильная личность.

Другое дело Аркадий. Одно слово - слимак. Вот как он объясняется в любви с этой самой Катенькой - цитирую: "...говорил Аркадий с видом человека, который вошел в болото, чувствует, что с каждым шагом погружается все больше и больше, и все-таки спешит вперед в надежде перебраться..."

Тьфу! Аж противно. Аркадий - нестойкая личность. Слушая Базарова, которого он считал своим учителем, он соглашался с его взглядом, хотя внутренне был с ним несогласен. А после того, как Базаров уехал, он сначала поплакал, а потом забыл его. Вот оно как. И Катенька его закабалила понемножку. Аркадий делал из любви (в том смысле, в каком ее понимал П.П.) культ. В этом его ошибка. Кончим с Аркадием. Отношения Николая Петровича и Фенечки мне не совсем ясны. Они просто любили друг друга и все. Впрочем, Фенечка его не любила, а просто уважала, ложно считая это чувство любовью. Правда, Николай Петрович тоже хорош: Павел Петрович сказал - нельзя жениться, она из другого сословия, он и не женится; Павел Петрович передумал - и он женится. Тоже весьма слабая натура, не умеет мыслить самостоятельно. Так думаю я.

Но вот перед нами самый интересный экспонат - Павел Петрович. Это апогей. Дальше некуда. Вот уж кто из любви культ делал! Вбил себе в голову эту Нелли. Готов убить человека, который поцеловал женщину, немного похожую на княгиню Р... А все предрассудки, старые добрые предрассудки. Из-за предрассудков разваливались империи и вымирали народы. Вот и Павел Петрович тоже вымер. Изнутри и душевно. Просто труп ходячий в английских штанах, который пахнет одеколоном. Из-за любовных переживаний он утратил огонь жизни. Этот огонь затопила поднявшаяся из всех углов желчь. Внимательно проанализировав прочитанное, мы можем прийти к такому выводу: "Не делайте из любви культа, ибо это может привести к нежелательным последствиям".

Оценка - удовлетворительно.

4. Сочинение по русской литературе, 18.11.1969

"За что мы ценим роман "Что делать?"

А я его вовсе и не ценю. Как и вся программная литература, он страшно скучный и неинтересный. Правильно говорил Владимир Ильич Ленин меньшевику Валентинову: "Надо сперва подрасти, а потом читать эту замечательную книгу". Валентинов не любил романа "Что делать". Но я не меньшевик! Я еще просто не дорос. Когда я вырасту, она мне, наверное, будет нравиться, а сейчас еще нет.

Я недавно достал эту книгу и у меня никак не хватает духу дочитать ее до конца.

Я ее читать не могу, просто засыпаю. Написана она каким-то бухгалтерским языком. Может быть 100 лет тому она понималась и оценивалась читателем, потому что тогда по-другому писать вообще не умели. Я ее не понимаю и оценить не могу. Она мне кажется бездарной попыткой изобразить новых людей.

Пытаясь показать профессионального революционера, он показывает какого-то фанатика-аскета, который во имя идеи отказывается от всех земных благ, а иногда даже спит на гвоздях. Таких профессиональных революционеров история не упоминает. Все хорошо, что в меру. Истории фанатики не нужны.

Такие люди, как Кирсанов и Лопухов, может быть, и были, но образ демократа-разночинца как положительного героя так затаскан, что эти двое не сказали мне ничего нового.

Вера Павловна создала швейную мастерскую, а доход от нее отдавала швеям.

В свое время я имел несчастье прочитать роман Эмиля Золя "Дамское счастье". Хотя там говорится о совершенно противоположных вещах (дядя завел магазин, а потом его расширял и расширял, а деньги к нему текли и текли...), в этих строках о швейной мастерской я почувствовал что-то до боли в зубах знакомое. Охота читать дальше окончательно отпала. Я считаю так: не играет роли, что ты пишешь, должно быть написано интересно, а не языком конторской книги.

Я остаюсь при мнении, что этот роман устарел.

Оценка - удовлетворительно.

5. Сочинение по русской литературе, 1969-70 учебный год

"Я лиру посвятил народу своему"

"Очнулся я. Темно кругом.

Гляжу в окно