Литвек - электронная библиотека >> Чарльз Форт >> Эзотерика, мистицизм, оккультизм >> Магия повседневности. Дикие таланты >> страница 79
множество других «чудаков» различных эпох можно связать с этим мошенничеством, мечтой или весьма практичным проектом. Самым последним из «чудаков» в моих записях числится молодой человек по имени Лестер Дж. Хендершот из Питтсбурга, штат Пенсильвания. Я взял сведения из «Нью-Йорк геральд трибьюн» за 27 февраля и 10 марта 1928 года. Хендершот утверждал, что изобрел мотор, который работает, получая энергию от «магнитного поля Земли». Никто не знает, что это означает. Но Хендершота поддерживал майор американской армии Томас Ланфьер, который был комендантом Селфбридж-Филда в Детройте. Сообщалось, что на испытаниях в Селфбридж-Филде один опытный образец «чудесного мотора» неким образом выработал энергию, достаточную для того, чтобы зажечь две лампы по 110 вольт каждая, а другой привел в движение небольшую швейную машинку. Майор Ланфьер утверждал, что помог сделать один из опытных образцов мотора, который имел простую конструкцию, и выразил уверенность в том, что никакого жульничества здесь нет.

Участие майора Ланфьера, которое с точки зрения ортодоксальных ученых сродни вере в чудеса, кажется чем-то из ряда вон выходящим. Но нападки, которым подвергся Хендершот, представляются мне чем-то еще более необычным — или показательным. Похоже, что если бы простое маленькое приспособление весом менее десяти фунтов было мошенничеством, механики из Селфбридж-Филда или из какого-то другого места могли бы определить подделку за минуту, особенно если бы они сами его собирали, выполняя указания изобретателя. Но доктор Фредерик Хохштеттер из исследовательской лаборатории Хохштеттера в Питтсбурге поехал в Нью-Йорк. В одном из нью-йоркских отелей он снял лекторий, или «салон», где рассказывал репортерам, что приехал с целью разоблачить мошенничество, которое способно за какую-то тысячу лет разрушать веру в науку. Если так, тогда даже для меня это было бы нежелательно. Я бы предпочел, чтобы веру в науку разрушили за 20 лет, потом на некоторое время восстановили, потом снова разнесли в прах, потом опять возродили — и так далее, в духе оздоровляющих перемен. Доктор Хохштеттер продемонстрировал образцы мотора. Они не смогли выработать даже одного вольта, который вырабатывает светлячок. С их помощью нельзя было бы сшить штаны даже для гнома. Доктор Хохштеттер прочел лекцию о том, что он назвал мошенничеством. Но каковы мотивы? Доктор Хохштеттер объяснил, что его единственным целью было обеспечить сохранение «незапятнанной чистоты науки».

Дело зашло слишком далеко и было чревато затруднениями и расходами, связанными с поддержанием блеска и чистоты, коим угрожал какой-то юнец, о котором до этого мало кто слышал. И я понял, что изобретение вызвало переполох, даже экстраординарный. Я понял, что на испытаниях в Детройте, проведенных в присутствии Хендершота, его моторы работали; а в Нью-Йорке, где его не было, не работали.

Потом наступила развязка, которой заканчивается большинство историй о разоблаченных жуликах (или нам только говорят, что они так заканчиваются). Полагаю, вышеупомянутый доктор Хохштеттер произнес столь яркую речь ввиду того, что его вывела из себя спрятанная в одном из моторов миниатюрная графитовая батарейка.

Приблизительно так в литературе о запретных темах заканчиваются почти все истории о «волнующих» событиях. Нет никакого шанса, что «разоблаченный жулик» будет реабилитирован. Все представляют так, словно, потерпев фиаско, он в смятении ускользает в тень. Но некоторые читатели начинают смутно понимать, зачем я привожу так много материалов из газет. Они получают возможность ознакомиться с высказываниями «разоблаченных жуликов», которые недооцениваются, подвергаются осмеянию и подаются в значительной степени однобоко. Но они дают шанс на реабилитацию.

Реабилитировался и Хендершот.

В том смысле, что доктор Хохштеттер был совершенно прав в своих обвинениях, но только в той степени, в какой они были справедливы применительно к инциденту, имевшему место за несколько лет до этого. Проводя свои первые эксперименты, Хендершот, не будучи уверен в порядочности тех, кто наблюдал за его опытами, вставлял в мотор различные приспособления, «чтобы отвлечь их от подлинной идеи, над которой работал». Но во время испытаний в Селфбридж-Филде никаких «обманок» не было, и в моторах, которые собрали механики майора Ланфьера, отсутствовали всякие подручные средства.

Через две недели имя Хендершота исчезло со страниц газет. Возможно, его нанял какой-то производитель обычных моторов. Так или иначе, он исчез, оставив странную историю. Она кажется мне странной потому, что я помню, насколько непритязательные требования предъявлялись к этому мотору — предполагаемая мощность недостаточна для того, чтобы нанести кому-либо вред; ее хватало только для того, чтобы работала швейная машинка или горели две лампочки по 110 вольт каждая. «Нью-Йорк геральд трибьюн» 10 марта 1928 года сообщила, что Лестер Дж. Хендершот, питтсбургский изобретатель «чудесного мотора», помещен в клинику скорой помощи в городе Вашингтоне, округ Колумбия. Сообщалось, что когда в конторе адвоката, ведущего патентные дела, он демонстрировал свой «мотор без топлива», его ударил электрический разряд напряжением приблизительно в 2000 вольт от мотора. На время изобретателя парализовало.

Хендершот утверждал, что его мотор получает энергию от «магнитного поля Земли». Вполне вероятно, что если бы мотор приводила в движение его собственная магия, то, даже зная об этом, он приписал бы это чему-либо другому. Вероятно и то, что медиумы, точнее говоря, немногие из них, обладают собственными оккультными силами, но приписывают их духам. Возможно, что некоторые выступающие на сцене чародеи обладают оккультными силами, но, традиционно опасаясь обвинений в колдовстве, считают более безопасным утверждать, что все дело в ловкости рук. «Богоподобные целители» и основатели религий проявляли осмотрительность, объясняя, что их таланты дарованы небом.

В ноябре 1874 года Джон Уоррел Кили демонстрировал свой мотор дюжине известных всему городу филадельфийцев. Это были трезвые бизнесмены — насколько вообще можно быть трезвыми (хотя слишком трезвым быть невозможно), — во всяком случае, они не были пьяными дурачками и простофилями. Они увидели (или подумали, что увидели), что мотор работает, хотя он никак не был связан с каким-либо известным источником энергии. Некоторые из свидетелей сочли, что в этот мотор стоит вкладывать деньги. Кили объяснил, что сила, приводящая мотор в движение, исходит не от него самого, а находится где-то за пределами, но никто не смог объяснить его объяснения. В отличие от простого