ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Борис Александрович Алмазов - Атаман Ермак со товарищи - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Физика невозможного - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс С. А. Кори - Пробуждение Левиафана - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий >> Религия >> Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. >> страница 62
предстательство пред Сыном Ее Божественным. Смерть и гроб не могли удержать Ее в своей власти.

Знаем мы по преданию, что когда чудесно были собраны к смертному одру Ее все апостолы, недоставало апостола Фомы: он прибыл через несколько дней и в большой горести просил показать хотя бы гроб Богородицы. Отвалили камень от гроба в Гефсиманском саду, где по завещанию Богородицы Она погребена, но тела Ее не нашли.

Гроб и умерщвление не удержали Ее, ибо Она была Матерью Начальника жизни, вселившегося в Ее приснодевственную утробу, Который и Ее преставил к вечной жизни. Остановимся на этих последних, весьма важных словах. Смерть Богородицы была блаженным Успением, в котором Она, по неложному слову Своего Божественного Сына, перешла непосредственно от смерти в жизнь. Ибо так сказал Господь: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24).

Смерть праведных есть непосредственный переход от жизни в теле, в условиях земных, к жизни вечной в Царствии Божием. Это знаем также из слов Господа Иисуса Христа в Его притче о богатом и Лазаре: "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его" (Лк. 16, 22-23). Итак, немедленно по смерти началась для Лазаря вечная блаженная жизнь, а для богача адские муки.

Из 20-й главы Откровения Иоанна знаем мы, что есть смерть первая и смерть вторая. Первая смерть — это та естественная смерть, которой кончается жизнь каждого человека, и только эта естественная смерть, часто бывающая блаженным успением, постигает праведных. А тяжких грешников и богохульников ожидает страшная вторая смерть, смерть духовная, на которую будут они осуждены Христом на Страшном Суде Его.

Вы скажете: "Но ведь и праведные предстанут на суд?" Да, предстанут, но это будет для них не суд, а торжество, ибо, по слову Христову, на суд они не приходят. До изречения Своего Божественного приговора Христос отделит овец от козлищ, и овец, т.е. праведных, поставит по правую сторону Свою и скажет им: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25, 34) А осуждение на смерть вторую постигнет только злых козлищ.

Об этой глубокой тайне говорил еще древний мудрец Соломон: "Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире" (Прем. 3, 1-3).

А святой апостол Павел так говорил: "Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас" (Флп. 1, 21-24). О как чудны эти слова апостола: "Для меня жизнь Христос и смерть приобретение". Будем же и мы подражать ему, как он Христу, да будет и наша жизнь вся во Христе, смерть радостью и великим приобретением, да не постигнет нас слово Псалмопевца: "Смерть грешников люта'" (Пс. 33, 22).

Да будет она и для нас, христиан, блаженным успением и переходом от смерти в жизнь. Да не устрашает нас ожидание Страшного Суда, ибо он страшен только для тяжких беззаконников, для нераскаянных грешников и богохульников. А нам, христианам, сказал Сын Божий, заканчивая Свою речь о признаках Его Второго Пришествия: "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21, 28).

Живите же так, чтобы никого из вас не постигла смерть вторая!

На слова: "Не знаете, какого вы духа"

(Лк. 9, 55) 31 августа 1948 г. Вторник недели 10-й по Пятидесятнице

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим" (Лк. 9, 51). Господь знал, что ждет Его в Иерусалиме, знал, что там примет страшную крестную смерть, и пошел. Он мог бы остаться в Галилее, где ничто не грозило Ему, где не было злых врагов Его, книжников и фарисеев. Но Он не остается, Он идет туда, где ждет Его смерть.

Что же, не достаточно ли этого одного, чтобы познали мы, что Он добровольно принял смерть за грехи мира?

Он пошел, как всегда, пешком; пошел в дальний путь. Послал вперед некоторых из Своих учеников, чтобы приготовили Ему отдых в селении на пути. Ученики пошли, а селение было самарянское. Надо вам знать, что самаряне с иудеями не сообщались, между ними была вражда. Откуда и почему была эта вражда?

Из-за того, что самаряне принимали не все книги Ветхого Завета, а только пять книг Моисея, а все остальные отвергали. Они утверждали, что молиться Богу и приносить Ему жертвы можно только на горе Гаризим, а иудеи утверждали, что приносить жертвы и молиться Богу можно только в храме Иерусалимском. Вот это разделяло их, отсюда пошла вражда между ними. Они увидели Спасителя, узнали в Нем еврея и не приняли.

Тогда возгорелся гнев в учениках Христовых, любимых Его учениках, Иоанне и Иакове, гнев такой пылкий, что они хотели бы истребить этих самарян, просили у Христа позволения помолиться, чтобы ниспал на них с неба огонь, подобно тому, как молился пророк Илия, и по молитве его трижды попалял огонь с неба тех, кого послал нечестивый царь Ахав, чтобы схватить его.

Видите, к чему приводит разделение, вражда между людьми: оно приводит к тому, что люди стремятся друг друга истребить. Даже апостолы — те, которые всегда были со Христом, всегда слышали Его слова, полные любви, — даже они воспылали желанием призвать на самарян огонь с неба.

Так страшна вражда, так страшно разделение между людьми. Таким разделением, какое было между самарянами и иудеями, но гораздо худшим разделением полна нынешняя наша жизнь. И мы все разделены на отдельные народы, на отдельные государства, даже отдельные общественные группы, между которыми существует разделение и вражда: разделение, зависящее от различия наших политических и общественных взглядов, разделение, зависящее от разницы наших религиозных учений, разделение, зависящее даже от простой антипатии, которую мы питаем к людям только потому, что обычаи и нравы у людей другие, чем у нас, только потому, что они по внешности не таковы, как мы. Антипатичны нам бывают черты лица, даже структура тела других людей.

Ненавидят в южных штатах Америки несчастных негров за то, что черна кожа их, что приплюснут нос и толсты губы. Противны многим из нас черты лиц, не похожие на русские: не нравятся черты лица резко выраженного еврейского или монгольского типа; не нравятся их нравы и обычаи и всё различие