Литвек - электронная библиотека >> Авенир Васильевич Соловьёв >> История: прочее и др. >> На чём «погорела» Советская власть? >> страница 3
едет не туда»,...(ПСС, Т. 45, С. 88), предупредил Ленин 27 марта 1927 года на ХIсъезде ВКП(б). Превращение мелкотоварного, полунатурального российского хозяйства в крупнотоварное — вот первый «риф», на котором «проткнулась» попытка достроить социализм при отсутствии необходимой материально–технической базы. Грубо говоря, компартия СССР взялась за исторически не свое дело — под видом «полного хозрасчета» строить развитой социализм. В результате получился ... полный капитализм.

В связи с этим приведем редко цитируемое пророчество Г. В. Плеханова, перекликающееся с предвидением Энгельса: «Социалистическая организация производства предполагает такой характер экономических отношений, который делал бы эту организацию логическим выводом из всего предыдущего развития страны», ибо «декретами не создашь условий, чуждых самому характеру современных экономических отношений». Если этого нет, «придется мириться с тем, что есть, брать то, что дает действительность». В этом случае «здание социалистической организации будет строиться руками правительства, а не класса, не народом, а «сверху». «Национальным производством будет заведовать социалистическая каста». И относительно входящих в нее лиц «не может быть никаких гарантий в том, что они не пожелают воспользоваться захваченной ими властью для целей, не имеющих ничего общего с интересами рабочего класса». В результате социальная революция приведет к «обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке». (Из6р. фил. соч. в пяти томах. Т. 1, С. 103—108, 323).

А еще говорят — нет пророка в своем отечестве! «Как в воду глядел» Георгий Валентинович...

Развившиеся товарно-денежные отношения проявляли себя в хозяйственной практике в самых различных формах, которые по недавнему своему прошлому живо может представить себе каждый. Так, «на низах» шел торг о нормах выработки и расценках (цена рабочей силы), «на верхах» о величине плановых заданий (план стал своеобразным товаром); рыночные механизмы действовали под прикрытием «плана» (рывок средств производства при их фондированном распределении); фиктивная экономика создавала фиктивную стоимость, чем позволяла неплохо кормиться стоящим «у кормила власти» (цены завышались, приписки достигали от 3 до 20 процентов стоимости продукта); существовала нелегальная частнокапиталистическая экономика (подпольные торговые и производственные предприятия; образовался властный капитал — особая разновидность капитала, при которой субъект — капиталист присваивает прибавочную стоимость потому, что занимает место в структурах власти, (теперь это называется «коррупция»); существовала, как и сейчас, «черная экономика» (воровство, торговля краденым...).

Все это превращало (и превратило) в условиях «хозрасчета», а на деле — капиталистического коммерческого расчета, руководителей предприятий из «служащих» в подлинных хозяев, узурпировавших права как коллектива предприятия, так и вышестоящих государственных органов. Произошло то самое частное присвоение на общественной фабрике, когда собственность стала экономически частной, оставаясь юридически то ли общественной, то ли — государственной. Сложилась, действительно, каста технократов, жаждавших привести свое экономическое положение в соответствие с юридическими нормами путей изменения самих этих норм. Бюрократы партократы лишь обслуживали технократию, изредка урывая «свой кусочек».

Второй «риф», на котором, «проткнулся» в России «корабль социализма», — это сохранение мелкобуржуазной нетрудовой психологии в условиях современного индустриального (крупнотоварного) производства. Индустриализация и коллективизация привели к тому, что доля крестьян в населении СССР с 78 процентов в 1928 г. сократилась до 15 процентов в 1979 г., то есть, практически, за срок жизни одного поколения крестьяне (именно крестьяне, а не рабочие!) стали рабочими, офицерами армии и КГБ, врачами, партработниками... Ленин считал, что трудящийся становится рабочим, если не меньше 10 лет пробыл фактически рабочим в крупных промышленных предприятиях (ПСС, Т. 45, С. 18). Этого не было, ибо шел постоянный перелив населения из деревни в город. К тому же лучшие, сознательнейшие кадры выбили две войны и террор, именуемый почему-то «необоснованными репрессиями». В результате исчезла, если еще была, классовая база диктатуры пролетариата.

Третий «риф», погубивший социализм в России, — это перерождение коммунистической партии под влиянием экономической основы внутри страны и вне ее, нарочное «размывание» КПСС. В.И.Ленин, уже в 1922 году писал, что, «если у нас имеется, в партии 300—400 тыс. членов, то и это количество чрезмерно» (ПСС, Т. 45, Т. 18). А после смерти Ленина был открыт «ленинский призыв» в партию по разнарядке. В 1927 г. партия на 60 процентов состояла из коммунистов, принятых в партию уже после смерти В.И.Ленина (Наше отечество.1991, М., Т. 2, С. 226-227).

Старые партийные кадры уничтожались новыми. Так, на ХVII партсъезде (1934 г.) из присутствовавших делегатов - половина вступила в партию до1917 г., а четыре пятых — работали с Лениным; на XVIII съезде (1939 г.) делегатов с дореволюционным стажем было всего полтора процента, а «ленинцев» осталось 17 процентов (Правда. 21.11.92) - «плохо орабоченный мужик» попер в партию. Bсe остальное, что мы наблюдали - лишь следствие. Ленин считал, что преступников-коммунистов следует вешать; но — «верх позора и безобразия: партия у власти защищает «своих» мерзавцев!!» (Т. 45, С. 63). Увы... Ну, а в период XXVIII съезда КПСС одобрили развитие рынка как средства «реализации возможностей социализма» 66 процентов делегатов этого съезда, но — только 32 процента опрошенных беспартийных (Правда.. 13.09.90). Конечно, «партия всегда впереди», но беспартийные-то быстро почуяли, что им сулит «вход в рынок»...

Социализм, наконец, «сел на рифы» своего собственного содержания как общества трудящихся. Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями — эта ленинская констатация факта (ПСС, Т. 36, С. 189) стала и страшным прогнозом на будущее, к сожалению, осуществившимся. Да, были передовики производства — ударники, стахановцы, передовики «комтруда». Но вспомним, сколько из них было «липовых», вспомним, как глухо ненавидела действительно передовых рабочих основная масса трудящихся: наверно, — не меньше чем крестьяне — выделившихся на «отруба» кулаков.. Капитализм где-нибудь в Англии триста лет приучал работника хорошо работать. «Социализм» не успел этого сделать — сил и времени хватило лишь на элитный ВПК. Труд не занял подобающего места в системе ценностей, тем более не стал «всеобщей потребностью». По мере развития рыночных отношений возрастала ориентация на получение
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Донна Тартт - Тайная история - читать в ЛитвекБестселлер - Фэнни Флэгг - Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» - читать в ЛитвекБестселлер - Терри Пратчетт - Делай Деньги - читать в ЛитвекБестселлер - Роберт Лихи - Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой - читать в ЛитвекБестселлер - Айзек Азимов - Академия - читать в ЛитвекБестселлер - Александр Анатольевич Ширвиндт - В промежутках между - читать в ЛитвекБестселлер - Кристин Хармел - Жизнь, которая не стала моей - читать в ЛитвекБестселлер - Роберт Сапольски - Психология стресса - читать в Литвек