Литвек - электронная библиотека >> Иван Михайлович Майский >> Документальная литература >> ДОЛГ И ОТВАГА >> страница 110
радио, внезапно прекратилась. Дипкурьеры вернулись домой.

Они привезли с собой множество вырезок из зарубежных журналов и газет. Каких только подробностей в них не было! Сообщалось и о весе диппочты, и о маршруте движения автомобиля, и о «строптивости» русских, не позволяющих досмотреть груз. Были всевозможные домыслы. Не было лишь правдивого рассказа о том, что пришлось выдержать двум советским людям.

Все началось с того, что грузовой автомобиль «Совтрансавто», специально зафрахтованный для перевозки диппочты, был задержан на границе, несмотря на то что документы были в полном порядке и имелось предварительное уведомление о его поездке со стороны советского посольства. Казалось бы, если появились какие-то недоразумения или недопонимание между двумя странами, то они должны быть урегулированы дипломатическим путем, при уважении взаимного суверенитета. И действительно, дипломаты стали предпринимать различные шаги для разрешения конфликта. Но местные власти опломбировали грузовик с диппочтой и потребовали поставить его на специальную площадку, огороженную металлической сеткой. Дипкурьеры, сменяя друг друга, день и ночь несли возле него дежурство. Днем иногда к ним подпускали представителей посольства. Товарищи передавали продукты, подбадривали добрым словом. Дружескую помощь оказывали водители грузовика «Совтрансавто».

Ночью было гораздо сложнее. То появлялись жандармы с мечущимися собаками на поводках. То полицейский чин затевал в оскорбительных выражениях разговор. То из подъехавших бронетранспортеров высаживались при полном вооружении пехотинцы, которые окружали наших ребят, бегали, выкрикивали какие-то команды, строились и снова уезжали. И так несколько раз в течение нескольких ночей. Подобное легко смотрится на экране, такое забавно прочитывается в книгах, а если все это в жизни?

Однажды в МИД пришел молодой журналист. Он хотел рассказать на страницах газеты о работе дипломатических курьеров. Ему представлялись драки, погони, каратэ. Рассказ об упомянутом случае не произвел на него впечатления. Потому что сложившийся стереотип помешал увидеть главное: чувство долга, выдержку, стойкость, мужество. Именно эти качества помогли дипкурьерам, не обостряя обстановки, выйти из сложного положения. И самое главное, что диппочта так и осталась неприкосновенной. Впрямую нарушить международные договоренности, пожалуй, не решится ни одно государство. А спровоцировав столкновение, возможно, кому-нибудь в голову и придет переступить черту дозволенного. Но повода для этого дипкурьеры не дают.

Известный советский журналист-международник М. Стуруа, посвятив один из своих очерков дипкурьерам, написал, что «каждый «дип» — потенциальный Нетте, ибо все они ветви единого ствола, имеющего глубокие корни — беззаветную любовь к Родине, непоколебимую преданность идеям коммунизма».

Дипкурьеры сегодняшнего дня с достоинством продолжают дело, начатое их предшественниками. Эстафета продолжается.

СОДЕРЖАНИЕ


И. М. Майский.

О СОВЕТСКИХ ДИПКУРЬЕРАХ ПЕРВЫХ ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ

5

С. И Аралов.

ЧАСОВЫЕ НАРКОМИНДЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

10

М. Е. Сонкин.

СОРОК СЛОВ В ПАКЕТЕ ДИПКУРЬЕРА

16

Д. П. Коротков.

С БЕЛЫМ ФЛАГОМ ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА

27

А. Г. Умблия.

ПЕРВЫЕ ПОЕЗДКИ

33

Б. С. Шапик.

ГОНЕЦ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА

44

Е. В. Рубинин.

МОИ ВСТРЕЧИ С ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ КУРЬЕРАМИ

83

И. М. Майский.

ДИПКУРЬЕР ШЕФЕР

95

С. Семенов.

ПРИЗВАННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

99

В. Рудим.

БАЛЛАДА О ТРУДНЫХ ДОРОГАХ

(О дипкурьере В. Урасове)

124

В. И. Попов.

ПРОВАЛ ОДНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОВОКАЦИИ

(О подвиге дипкурьеров Теодора Нетте и Иогана Махмасталя)

182

М. М. Цебоев. ВСТРЕЧА В ГОНОЛУЛУ

(О дипкурьере Е. Климеке)

213

И. X. Бауман.

ОТ ТОКИО ДО БИЛЬБАО

225

В. В. Рудим. ТРОПАМИ ГИНДУКУША

(О дипкурьере А. Баратове)

254

Е. Г. Шарапов.

СКВОЗЬ ОГОНЬ

265

О. X. Герман.

ПО ЕВРОПЕ И АЗИИ С ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПОЧТОЙ

280

В. С. Бауман.

МАТЕ ЗАЛКА — ДИПКУРЬЕР

293

Вл. Крымский.

НАПАДЕНИЕ НА РЕКЕ ЯНЦЗЫ

297

В. В. Рудим.

НА АНГЛИЙСКОМ КРЕЙСЕРЕ

306

П. Г. Барулин.

ЭСТАФЕТА

329

Перед очередным рейсом с диппочтой

(справа – Теодор Нетте)