ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в ЛитвекБестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Парр - Вафельное сердце - читать в ЛитвекБестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в ЛитвекБестселлер - Джейн Энн Кренц - Разозленные - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Виталий Иванович Войтов >> Геологические науки и горное дело и др. >> Океанские дороги человечества >> страница 2
существуют целые заросли местного камыша берди, из которого жители этих мест — «болотные арабы» — строят плетеные жилища и серповидные лодки, напоминающие древнешумерские ладьи. Хейердалу удалось выяснить, что для строительства таких лодок наиболее пригоден камыш, срезанный в августе, когда его плавучесть наибольшая.

Любопытно, что форма египетских, месопотамских или древнеперуанских камышовых судов в общем-то однотипна: загнутые вверх нос и пружинящая корма, специфические морские обводы с обеспечивающими гибкость конструкции снастями, двуногая мачта, опирающаяся на два одинаковых бунта, трапециевидный парус, рулевые устройства, включающие «предохранитель» для защиты от сильной волны.

Еще раз вспомним утверждения Хейердала о более раннем возникновении и распространении камышовых судов. Суда с дощатым полым корпусом стали служить человечеству позже. Они появились лишь около 3000 года до нашей эры и постепенно вытеснили камышовые, ладьи, правда, в наши дни камышовые ладьи классического типа еще можно встретить, например, на горном озере Титикака в Центральных Андах.

Одним из достоинств деревянных судов перед камышовыми была их значительно большая долговечность. Немаловажно также и то, что скорость деревянных судов выше, чем камышовых. Однако, как писал Тур Хейердал, у камышовых ладей были и свои достоинства: они намного надежнее в море и берут больше груза.

Умение строить мореходные суда является одним из основополагающих элементов искусства мореплавания. Однако, помимо строительства судов, в понятие «искусство мореплавания», безусловно, включаются такие элементы, как навигация и лоция.

Очевидно, что в первое время человек предпочитал плавания вблизи берегов с надежными ориентирами. В открытое море или океан его могли отнести только случайным штормом или бурей. В эту «младенческую эпоху» совершались плавания вдоль так называемых островных мостов, т. е. цепочки островов, разделенных сравнительно узкими проливами.

Плавания в открытом океане, имеющие главную цель — открытие неведомых земель, стали возможны позднее, когда люди научились ориентироваться по светилам и звездному небу, а также накопили определенный опыт. Однако умение определять свое место в океане еще не исчерпывает всей суммы знаний и навыков, которые были необходимы мореплавателю.

Осваивая природу океана, наблюдая ветры и течения, мореплаватель постепенно научился находить в океане оптимальный путь к достижению цели. Описание таких путей передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, в основном в виде легенд и мифов. Примером таких устных «лоций» являются арабские легенды или исландские саги. Впрочем, последние дошли до нас в виде письменных источников.

Заметим, что существование конкретных морских путей связано с продолжительностью и устойчивостью ветров и течений. Надежное плавание в определенном направлении могут обеспечивать лишь так называемые постоянные ветры и течения. Обычно постоянные течения отличаются большой длиной, мощностью и устойчивостью. В качестве примера назовем Южное и Северное Пассатные течения в Тихом и Атлантическом океанах, а также Южное Пассатное течение в Индийском океане.

Муссонные течения в северной части Индийского океана относятся к периодическим, или сезонным, меняющим свое направление по сезонам. Напомним, что «муссон» — слово арабского происхождения, означающее «сезон».

Отметим также, что перечисленные течения являются ветровыми, или дрейфовыми, по своему происхождению. Они возникают в результате продолжительного воздействия ветра примерно одного направления, каковыми являются пассаты и муссоны.

В книге рассмотрены и такие морские пути, о существовании которых нам сообщают легенды и мифы, а океанографическая и метеорологическая информация логически увязывается с ними.

Упомянуты также и те морские пути, которые приводятся в исторических источниках, но подтвердить их с точки зрения океанографии или режима ветров весьма затруднительно. Однако существуют неопровержимые доказательства (скажем, антропологические или лингвистические) в пользу таких путей.

При анализе вероятных морских путей, помимо навигационных условий (ветры и течения), нельзя забывать и об уровне мореходства того или иного народа. Под уровнем мореходства мы понимаем фактор наличия мореходных судов, знания и мореходную практику, пожалуй, можно сказать, мореходную репутацию данного народа.

Обзор морских путей, которые служили человечеству в древности, начнем с Индийского океана. Скорее всего, именно в Индийском океане, на побережье которого появились в глубокой древности морские цивилизации, возникло мореплавание.

Северная часть Индийского океана

Индийский океан обладает неповторимым природным своеобразием. Прежде всего обратим внимание на меридиональную асимметрию Индийского океана. В отличие от Тихого и Атлантического океанов акватория Индийского океана в Северном полушарии простирается только в тропических широтах. Огромный Азиатский материк, ограждающий океан с севера, создает над северной тропическо-экваториальной частью океана меняющийся по сезонам режим ветров (муссоны), который, в свою очередь, вызывает изменяющийся по сезонам режим течений. Северная часть океана имеет межматериковый характер и образно называется морем муссонов. Большая же часть акватории океана лежит в южном полушарии и полностью открыта в сторону Антарктиды.

Нас, конечно же, в первую очередь интересует именно акватория северной части Индийского океана, которая, вероятно, много тысяч лет назад уже была ареной оживленного мореплавания. В известной степени приоткрывает завесу над этой проблемой экспериментальное плавание Тура Хейердала на большой камышовой ладье, названной «Тигрисом» в честь одной из двух рек, на берегах которых некогда существовала древнейшая цивилизация. «Тигрис» — по латыни название великой реки Тигр, появилось в нашей печати «по вине» известного журналиста и телекомментатора Ф. Сейфуль-Мулюкова, который первым проинформировал советскую прессу о предстоящем плавании камышовой ладьи, выполненной по образцам судов древнего населения Двуречья — шумеров. В дальнейшем я и постоянный переводчик произведений Тура Хейердала Лев Жданов пытались бороться с применением латыни, но безуспешно, поскольку название «Тигрис» уже фигурировало в наших наиболее авторитетных газетах.

«Тигр», или, как принято называть, «Тигрис», отправился из иракского городка Эль-Курна 23 ноября 1977 года в далекий и нелегкий путь. В состав экспедиции под руководством Тура