ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джон Маррс - The One. Единственный - читать в ЛитвекБестселлер - Юлия Ефимова - Ложь без срока годности - читать в ЛитвекБестселлер - Анджей Сапковский - Ведьмак - читать в ЛитвекБестселлер - Елена Сокол - Окно напротив - читать в ЛитвекБестселлер - Даррен Харди - Накопительный эффект. От поступка – к привычке, от привычки – к выдающимся результатам - читать в ЛитвекБестселлер - Дэвид Кэмерон Джиканди - Счастливый карман, полный денег - читать в ЛитвекБестселлер - Нил Патрик Харрис - Волшебные неудачники. Приключения продолжаются - читать в ЛитвекБестселлер - Бодо Шефер - Пёс по имени Мани - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Геннадий Николаевич Трошев >> Биографии и Мемуары >> Чеченский рецидив. Записки командующего >> страница 3
вопросами — значит не понимать смысла происходящего на Кавказе сегодня.

Вообще-то завоевание Северного Кавказа Россией длилось несколько столетий. Первый этап Кавказской войны Россия начала еще во второй половине XVI века, когда войска Ивана Грозного покорили Черкесское и Кабардинское княжества. Свои первые шаги внедрения на Северный Кавказ царь начал со строительства терских городков, своего рода укрепленных крепостей, где стрельцы создавали гарнизоны. После этого началось заселение бассейнов рек, включая Сунжу и Терек. Итогом стало образование Гребенского, а позже Сунженского и Терского казачеств.

Второй этап покорения Кавказа — Персидский поход Петра Великого в 1722–1723 годах. Тогда Петр I ограничился захватом побережья Каспийского моря и высадкой десанта недалеко от нынешней Махачкалы с устройством в последующем порта Петровск.

Третий этап — восстание горцев Северного Кавказа под руководством шейха Мансура против царской России — длился с 1785 по 1791 год. Этому восстанию предшествовало строительство российскими войсками Кавказской укрепленной кордонной линии, продолжавшееся вплоть до окончания Кавказской войны в 1864 году.

Четвертый этап Кавказской войны начался в 1817 году, с 1834 по 1859 год сопротивление возглавлял имам Шамиль. И уже пятый — это покорение Западного Кавказа с 1859 по 1864 год.


Будучи командующим армейской группировкой в Чечне в первую кампанию (1995 год), а затем во вторую (1999–2000 годы), первым заместителем, а впоследствии и командующим войсками СКВО, я не раз бывал в самых отдаленных уголках Дагестана и Чечни. В горах до сих пор сохранились приметы того далекого периода истории. И прежде всего старинные башни — крепости, слава о неприступности которых распространялась далеко за пределы Кавказа.

Горы здесь изрезаны бездонными ущельями, а дороги такие узкие, что двоим порой не разойтись. Диву даешься, как воевали в этих местах наши предки, как перебирались они через высокогорные перевалы, бушующие водные потоки… Сколько же русских солдат погибло при штурмах крепостей, аулов!

Горцы, прирожденные воины, сопротивлялись до последнего дыхания. Энергия и фатализм, страсть и упорство — основа их национального характера.

Дух вооруженной демократии, издревле вошедший в кровь и плоть жителей Кавказа, не допускает и тени зависимости. Потому и сражения были отчаянными. Насмерть. Особенно в период проконсула А. Ермолова. Ему, генералу от инфантерии, было поручено императором окончательное покорение Кавказа.


Международные отношения в начале XIX века определялись интригами и беспрерывной сменой политических интересов. Европейские державы то провоцировали восточные государства на войну против России, то занимали совершенно противоположную позицию…

Россия не только разгромила в 1812–1814 годах войска Наполеона. В XVII — начале XVIII века, одержав ряд побед над Персией, она смогла формально включить в свою территорию весь Кавказ. Однако это вовсе не означало установление полного господства над регионом. В Санкт-Петербурге периодически рождались проекты мирного и взаимовыгодного привлечения горцев к жизни под покровительством империи. Предполагалось осуществить политические меры, способные укрепить позиции России на беспокойном Кавказе. Но в эйфории отгремевших побед на Западе и Востоке многим тогда в России казалось, что подобные задачи проще решать с помощью оружия.

Войска с восторгом встретили одного из героев Отечественной войны 1812 года, главнокомандующего в Грузии, командующего Отдельным Кавказским корпусом Ермолова. Алексей Петрович прибыл на Кавказ с большими планами переустройства края, но обнаружил, что со времени походов графа Валериана Александровича Зубова здесь мало что изменилось. Влияние России не распространялось за пределы крепостей, и о покое на Кавказе оставалось только мечтать. К тому же Персия требовала возвращения северных провинций, которые ей обещал вернуть Александр I.

Ермолов отправился в Персию, где встретился с шахом, и нашел, что возвращать земли не обязательно. Считая этот вопрос решенным, он принялся за радикальные преобразования на Кавказе.

При Алексее Петровиче началось бурное строительство, повсюду развивались торговля, ремесла. Для примера ведения хозяйства на Кавказе были поселены колонисты из Германии. На европейский лад устраивались курорты на минеральных водах. Виноделие ставилось на промышленную основу. В прикаспийских районах поощрялось шелководство, ковроткачество. Зарождалась нефтяная промышленность.

Для развития края необходим был порядок, и Ермолов начал наводить его твердой рукой. Не желая ждать, он хотел осуществить свои планы сразу. В то время когда силы европейских держав, бесцеремонно грабивших Африку и Индокитай, были отвлечены в эти регионы, Ермолов считал возможным полностью решить кавказскую проблему. 12 мая 1818 года он отдал приказ войскам перейти Терек. А уже в июне была заложена крепость Грозная. На протесты горцев Ермолов отвечал, что выполняет волю императора.

На помощь чеченцам из Аварии потянулись отряды добровольцев. Завязались ожесточенные бои в Дагестане, где горцы разгромили отряд генерал-майора Б. Пестеля. Заволновались кабардинцы, вспыхнуло восстание в Имеретии.

Ермолов понял, что усмирить Кавказ в течение полугола, как он обещал императору, не удастся. Сюда были направлены дополнительные силы: шесть имеющих боевой опыт пехотных полков — Апшеронский, Тенгинский, Куринский, Навагинский, Мингрельский и Ширванский. С помощью прибывших свежих сил Ермолов разгромил Гасан-хана в Дагестане, а затем подавил еще несколько вспыхнувших восстаний. Побежденные были приведены к присяге и обложены данью. Ермолов перешел кумыкскую равнину, вышел к Каспию, где заложил крепость Бурную, отрезав Чечню от кумыков и прибрежного Дагестана…

Сегодня некоторые историки утверждают, что это была «беспощадная война против мирного населения». В такой интерпретации действия российского главнокомандующего действительно выглядят как бессмысленная и неоправданная жестокость. Однако достаточно обратиться к страницам знаменитых «Записок» Ермолова, взглянуть на общую политическую обстановку, сложившуюся в те годы вокруг Кавказа, чтобы понять, где же на самом деле истина.

В апреле 1820 года, например, Ермолов писал в своем дневнике: «Получено известие о злодейском убийстве полковника Пузыревского, отличного офицера, начальствовавшего войсками в Имеретии. Один князь, дядя родного владетельного князя Гурийского, пригласив его на свидание, подослал одного из