Литвек - электронная библиотека >> протоиерей Иоанн Кронштадтский >> Православие и др. >> Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней >> страница 2
потому что Бог есть Истина».

Молиться надо духом и истиною — много раз повторяет это отец Иоанн.

«Молитва да будет добровольным, свободным приношением Господу, а не неохотным и принужденным… Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самих слов от самого дела, выраженного ими… как у Господа слово и дело нераздельны…» «А поскольку мы маловерны, — пишет отец Иоанн, — оттого и бессильны и бесплодны наши молитвы».

Отец Иоанн сам составил несколько молитв Господу и записывает в дневнике: «Чтобы избавиться мне от этого страшного искушения, я сам составил молитву Господу моему, чтобы Он даровал мне благодать… молился ею каждый день и не перестаю молиться: и Он внял моей молитве».

Отец Иоанн делится своим опытом молитвы: «Молясь, я верую твердо, что 1) Бог есть един Сый и потому везде Сый… и следовательно, одесную меня, 2) что я образ Его… 3) что Он — бездна благости… и 4) что Он Сам уполномочил меня молиться Ему».

«Говорят: мы скоро устаем молиться. Отчего? Оттого, что не представляете пред собою живо Господа… а смотрите на Него непрестанно сердечными очами, и тогда и ночь целую простоите на молитве — и не устанете. Что я говорю: ночь? — Три дня и три ночи простоите — и не устанете».

Отец Иоанн неоднократно благодарит Божию Матерь за помощь по молитве к Ней: «Дивна Ты, Преблагосердая Владычице, в милостях Своих. Се, я ношу образок иконы Твоей Тихвинской на груди своей… и премудрость Божия льется, как река, с языка моего… Владычице и Госпоже моей Пресвятой Богородице восписую благодарственная я, многогрешный: сегодня два раза по молитве моей избавила Она сердце мог… Возвел я два раза к Ней очи сердца… и избавила Она меня от сомнения моего…»

Отец Иоанн записывает свои размышления о Святых Дарах и причащении: «Приступающие к таинствам покаяния и причащения должны помнить, что тут — тайна Божия, и не должны любопытствовать и совопросничать внутренно, тем менее — сомневаться…» Необходима сердечная вера, что «« самомалейшей частице Святых Христовых Тайн — весь Христос».

«Бога и душу свою, как образ Божий, равно и душу брата, как образ Всетворца Бога, ставь безмерно выше всего. Поступая так, угодишь Сотворившему тебя и будешь на земле влажен», — записывает отец Иоанн свои мысли о человеческой душе. Много размышляет он и о любви к ближнему, об отношении к скорбям, о вере христианской и значении Церкви: «Слово Господа так твердо и неизменно, что им держится весь мир — видимый и невидимый — мир Ангельский и человеческий. Потому и слово Евангелия так твердо… Все, что сказал Господь в Евангелии, так истинно и так твердо, что небо и земля скорее могут прейти и исчезнуть, чем слова Господни, сказанные в Евангелии… Богослужение Православной Церкви, таинства и все молитвы — путь жизни духовной, которым прошли и спаслись святые Божии и которые [то есть Богослужение, таинства…] и теперь оказываются путем жизни для всех верных… Слава вере христианской — православной! Истинный плод ее всегда был и есть единение верующих между собой через любовь и общение благ духовных и вещественных… Истинное христианство и на земле водворяет благополучие, потому что оно смотрит на христиан как на одно великое тело…»

Отец Иоанн пишет о необходимости блюсти чистоту веры, его волнует раскол в христианской Церкви: «Церковь —и это как бы зеленеющее дерево с листьями и плодами: а раскол — это сухая ветвь, отломившаяся от дерева…»

В дневниковой тетради много заготовок для проповеди, советов, обращенных к священнику, много ссылок на собственный опыт: «Когда готовишь проповедь, имей высокое уважение к ней, как к Господню живому семени… чем проще и сердечнее, тем она лучше… помни, что с тобою Господь и Он устами твоими говорит».

Мы встречаем на страницах дневника отца Иоанна оценку состояния современной ему науки наряду с размышлениями о мироздании:

«Идолам покланяются естествоведы, которые в природе не хотят видеть Бога, а одни неразумные силы, придавая им имя природы… Прогресс, ныне существующий, есть прогресс плотского, ветхого человека, прогресс плоти, не духа… Един Бог есть Сый: Он весь на всяком месте так, что Его присутствия не вытесняет ни один малейший атом вещества, но всякий атом вещества Он наполняет — почему и говорится об Нем, что Он везде есть и все наполняет, то есть всякое вещество — великое и малое».

В дневнике отца Иоанна Кронштадтского преобладают записи, носящие духовный характер, но нередко встречаются и записи, приоткрывающие жизнь души самого Батюшки: «Христос — моя жизнь, а без Него все — скорбь и крушение духа. Да буду же я каждую минуту со Христом… Я раб Божий: потому кто законы Бога моего в мыслях моих и в сердце моем написаны, и я присно работаю Ему исполнением Его законов и, если не исполняю, мучусь, а если работаю, мне Господь мой платит за это миром, жизнию сердца… Я — орудие или орган Бога моего; Его мысль в уме моем; Его слово в устах моих; Его весь телесный состав мой. — Да буду же я убежден в этом каждую минуту, да даст Господь твердую руку сердцу моему».

Все мысли записывались отцом Иоанном в его дневнике не с целью их публикации, как он сам об этом говорил, а исключительно для духовного назидания и были плодом его духовно–аскетической работы и вдохновением Божиим. Издание этих богодухновенных писаний имеет для нас неоценимое значение. Каждый читатель, ревнующий о своем спасении и прибегающий к ним, как к источнику живой воды, найдет в них то, что укрепит его веру, умудрит и утвердит его на пути к Богу.

Игумен Петр (Пиголь)

«Иже от не сущих вся приведый! От не сущих да будет прекрасным сущим книга сия. Аминь».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Из дневника за 1860—1861 годы)

Дневник 1860–1861 годов

3аписи на второй стороне переплета дневниковой тетради

Пироги—враги—верно.

Слово Преосвященного Филарета в неделю 4–ю Великого поста о посте. Заметь, чрезвычайно поучительное Слово! [1]

Пресвятую Богородицу со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. [2] Для чего помянувши Пресвятую Богородицу со всеми святыми? Для того, чтобы мы тверже предались Господу: они предали себя Господу: се, раба Господня (Лк. 1, 38), говорит Дева Ангелу и спаслась; предадим себя мы: и спасемся. Еще — для того, чтобы напомнить всем, что они молятся все за нас и сильно содействуют своими Богоугодными молитвами нашему спасению, только бы <мы> сами не ленились. Да не лениви будем, душами ослабляемы (Ср.: Квр. 12, 3).

КРУПИЦЫ ОТ ТРАПЕЗЫ ГОСПОДНЕЙ.
Сам недостойно пользуясь