Литвек - электронная библиотека >> Андрей Кoлoмицкий >> Психология и др. >> Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют >> страница 3
остальная серая масса.


Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют. Иллюстрация № 3
Следующие картинки не менее интересные. Еще одна архаика, но более глубокая по содержанию (рис. 2).

Обнаженная рыжеволосая девушка в обрамлении таинственных письмен — это по-настоящему сильно. Первобытное естество человечества. Матриархальный символ, несущий в себе мощный заряд скрытого мистицизма, который обладает огромной притягательной силой. Тяга к мистическим формам творчества — отголоски языческого прошлого. Та же девушка, свернувшаяся в позе эмбриона на фоне абстракционистского пейзажа — чуть ли не персонификация Эроса, женская его ипостась. Символизирует начало начал, праматерь всего человечества. Но наросты на голове вызывают некоторое сомнение, что речь идет о человечестве. Образ затрагивает самые глубины человеческой психики. Нас, в особенности мужскую часть, призывают любить рыжеволосую бестию, чуть ли не поклоняться ей, как богине.

И напоследок еще парочку примеров. В этот раз уже не архаика, а легкий и совсем молодой архетип (рис. 3).

Этот образ больше напоминает психологический трюк, призванный вызвать сострадание и зрительское сочувствие к героине. Кого она вам напоминает? Правильно — несчастную куклу, которой злая несмышленая хозяйка оторвала ручки и ножки. Бедная девочка.


Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют. Иллюстрация № 4
Жестокий и бесшабашный способ заставить нас проникнуться любовью к рисованным куколкам. Но архетип вкупе с другими приемами срабатывает. Настрадавшаяся Наночка — персонаж в фильме, который вызывает у всех наиболее глубокую симпатию.

И последний образчик. От остальных он отличается тем, что взят не из японского, а из диснеевского мультфильма «Красавица и чудовище», и подмечен не мной, а другими глазастыми людьми (рис. 4).


Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют. Иллюстрация № 5
Метод психологического воздействия в чистом виде. Если предыдущие примеры еще можно воспринимать в качестве «пищевых добавок», улучшающих вкус зрелища, то здесь мы можем наблюдать целенаправленное применение техники уже в качестве прикладного искусства. Чуть ли не прямое зомбирование. Мы видим красавицу, легкокрылой феей как бы порхающую над толпой, а на переднем плане — уродливую тетку, обремененную многочисленными спиногрызами. С такой ношей не вспорхнешь, как героиня. Единственное, что остается — влачить жалкое полуживотное существование в нищете. Детский разум подсознательно впитывает образ и автоматически производит сопоставление. Сравнение оказывается не в пользу тетки. Дети — это обременительная ноша. Лучше жить для себя и порхать, как бабочка, чем быть такой, как эта страшная грымза.

Интересно, для чего это делается?

Вы никогда не задумывались, каким образом в современном потребительским обществе подменяются ценности, почему утрачивается связь поколений, отчего дети становятся такими циничными, а навязываемый СМИ образ красивой жизни — все более притягательным? Как это происходит и кому это нужно?

Есть информация, что в Америке действует, а, возможно, и не один, специализированный институт, где разрабатываются технологии по промывке мозгов. В ЦРУ проходит акция «Даешь Землю без людей!»?

Побольше бы таких мультиков. И тогда человечество точно постепенно исчезнет как биологический вид.

3. ГОРОД ПОТЕРЯННЫХ ДЕТЕЙ

Апеллирование к внутреннему ребенку в каждом из нас.

Никогда не задумывались, почему в аниме главные герои — это практически всегда дети? Взрослые фигурируют лишь в отдельных жанрах, в остальных случаях, если и появляются, то играют только вспомогательную функцию. В них даже совершеннолетние выглядят как-то по-детски, и очень затруднительно определить их истинный возраст. Можно сказать, конечно, что аниме адресовано в первую очередь детям. Но тогда почему возраст тех, кто их смотрит, порой переваливает за тридцать? А штука в том, что дети в аниме живут и зажигают совсем не по-детски. Невольно возникает предположение, что родители героев либо давно вымерли при невыясненных обстоятельствах, либо настолько демократичны в методах воспитания, что никоим образом не вмешиваются в личную жизнь своих детей. Например, в слезоточивой драме «Школьные дни» ребятишки школьного возраста спят друг с другом напропалую, живут в гражданском браке (!), беременеют и в конечном итоге кромсают друг друга ножами. Интересно, где все это время были их родители? Какое-то детское царство без взрослых. Огромные рисованный приют терпимости.

Детскость и подчеркнутая кукольность персонажей не случайна. Потому что зритель у аниме, да и вообще у всех мультфильмов, всегда один — это дети. И совсем неважно, сколько им лет.

В той или иной степени внутренний инфантилизм присущ каждому из нас. Вместе с людьми растут и их игрушки: машины, кораблики, оружие. Игры в казаков-разбойников и «войнушку» переносятся в реальную жизнь, а общение в песочнице плавно перетекает в кабак. Взрослая жизнь в социуме накладывает строго регламентированные ограничения, вызывая скрытую неудовлетворенность. Каждый день взрослый человек вынужден принимать решение и брать на себя ответственность, а это может страшно утомлять. То ли дело быть ребенком, когда другие за тебя думают и принимают ответственные решения.

Милые сказки, в которых маленькие герои совершают разные героические чудеса, дают возможность маленькому внутреннему зрителю на какое-то время почувствовать себя человеком. Отождествляя себя с персонажами, он погружается в сказочную реальность, где не нужно быть взрослым, обладая при этом всеми преимуществами взрослого мира. Будучи ребенком, он имеет право на свое место под солнцем, на свою принципиальную позицию, на хорошие и мужественные поступки и, конечно же, право на любовь.

4. В КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Подчеркнутая исключительность и героическое амплуа героев.

Бегство от реальности.

Тесно связан с предыдущим аспектом. Сказочные герои тем и хороши, что непохожи на персонажей реальной жизни. Исключительные герои, исключительные обстоятельства. В нашей повседневной рутине, ограниченной маленькими возможностями, на самом деле мало места для подвигов. Не таких, чтоб перевести бабушку через дорогу, а чтобы показать всю мощь нереализованных талантов. Мультфильмы дают возможность перевоплотиться и получить психологическую разгрузку. Сознание таким образом находит выход. Строит башню из