Литвек - электронная библиотека >> Эксперт Журнал Эксперт >> Публицистика >> Эксперт № 41 (2014) >> страница 3
Марунич .

Чтобы выйти из сложившейся ситуации на максимально выгодных для себя условиях, то есть получить нужное количество газа, но при этом не выплачивать «Газпрому» долги за прошлые поставки, Украина попыталась использовать реверс из Европы. Главным образом газ шел из Словакии, Польши и Венгрии.

«Максимальный объем реверса с 1 сентября по 1 апреля может составить 6,5 миллиарда кубометров (словаки могут дать 4,5 миллиарда, а венгры и поляки совокупно около двух миллиардов). Украинские власти рассчитывают на 6,2 миллиарда в целом, а, по моим оценкам, реальный объем может составить примерно 3,5–4 миллиарда кубов. Однако фактические поставки могут быть еще меньше — если, например, в Европе будет суровая зима», — считает Дмитрий Марунич.

А вот что говорит по поводу реверса Александр Новак: «Что касается реверсных поставок, то зимой они фактически невозможны. В пиковые периоды будет холодно и лишнего газа у европейских потребителей не будет. Реверс возможен только тогда, когда есть излишки на рынке. Сама форма с точки зрения законности — вопрос спорный и сложный. Российская сторона считает, что по контракту реверс не предусмотрен».

На самом деле уже сейчас ясно, что зима будет холодной. «В некоторых странах Восточной Европы уже начался рост спроса на газ: например, в Чехии начали подъем газа из хранилищ», — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов . Кроме того, реверсные поставки срывает «Газпром», который отказался поставлять в страны Восточной Европы газ сверх контрактных обязательств (понимая, что этот газ пойдет на перепродажу Украине). Этим, в частности, правительство Словакии и объясняет нынешний отказ от реверсных поставок на Украину. А без дополнительных поставок газа из-за рубежа, по оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, «его Украине при самом жестком режиме экономии хватит максимум до середины января, хотя и этот прогноз некоторые коллеги называют излишне оптимистичным. А дальше Украина начнет воровать газ, и “Газпром” будет вынужден остановить транзит», считает Константин Симонов.

При этом на Россию вину за срыв поставок перекинуть не получится, поскольку, по словам Дмитрия Марунича, уже начиная с этой весны работают специальные мониторинговые группы Еврокомиссии и «Газпрома», которые контролируют точки входа и выхода российского газа из украинской ГТС. И они четко будут фиксировать возможный отбор газа. Более того, европейцы или украинцы даже не могут обвинить «Газпром» в том, что в украинских газохранилищах недостаточно газа (а его и без возможного зимнего отбора уже не хватает — туда нужно закачать еще 2–3 млрд кубометров), поскольку российский монополист еще в июле 2012 года разорвал последние связи с украинскими хранилищами.

В общем, выход из ситуации возможен лишь в случае ликвидации задолженности Украины перед Россией и перехода к обычному режиму поставок.

 


Популизм за чужой счет

Итак, решение газового спора упирается в вопрос долга, а долг — в вопрос цены на газ для Украины.

Что же не так с ценой?

Цены на газ для Украины исторически менялись. Если за поставки 2007 года украинцы платили в среднем 130 долларов за 1000 кубометров, что было более чем вдвое ниже средней экспортной цены «Газпрома» для Европы (см. график 2), то к 2012 году ситуация выровнялась, Украина фактически получала газ по средней цене за год 426 долларов за 1000 кубов. Средняя цена «Газпрома» для Европы в это же время составила 385 долларов за 1000 кубов.

Украинской стороне такая ситуация категорически не понравилась, цены были названы «дискриминационными». Украинский министр энергетики Юрий Продан заявил, что Киев по-прежнему считает справедливой цену 268 долларов за 1000 кубометров, а цена 385 долларов будет временной. Как и следовало ожидать, прошедшие переговоры ему тоже крайне не понравились: «Мы вновь слышим цену 385 долларов за счет применения так называемой скидки в 100 долларов к цене 485 долларов за счет отмены пошлины. То есть, по мнению российской стороны, цена в 485 долларов является справедливой и рыночной. В ходе наших последних переговоров с Еврокомиссией была достигнута компромиссная позиция. Она была связана с ценой, которая формируется на летний период в размере около 320 долларов за тысячу кубометров, а на пиковый период — 385 долларов за тысячу кубометров. А потом сформируется уже средняя цена независимо от того, сколько мы будем брать газа».

В такой позиции украинской стороны есть определенное лукавство. Если мы посмотрим на практику работы «Газпрома» на иных рынках Европы, то не увидим в предложенных Украине ценах ни дискриминации, ни какого-либо их отличия от рыночной практики газового гиганта. При более детальном рассмотрении можно увидеть, что фактические цены на газ в каждой конкретной стране Европы могли заметно отличаться от среднего показателя. Так, Германия в 2012 году платила 379 долларов за 1000 кубометров. Но вот, скажем, Италия — уже 440 долларов. В Восточной Европе порядок цен был тоже совсем не среднеевропейский. Словакия платила 429 долларов, Румыния — 431 доллар, Болгария — 501 доллар, Чехия — 503 доллара, Польша — 526 долларов, а Македония — 564 доллара за 1000 кубометров. Нетрудно заметить, что реально средняя цена для Восточной Европы скорее даже ближе к 500 долларам за 1000 кубометров.

Причины этого вполне прозаические и с политикой не связанные.

«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений, с нефтепродуктовой привязкой и условием take-or-pay («бери или плати»).

Фактический уровень цен обратно пропорционален объемам потребления: чем они меньше, тем дороже обходится прокачка каждой тысячи кубометров. Поэтому на одном полюсе Германия (36 млрд кубометров в 2012 году), на другом — Македония (0,15 млрд).

Конечно, в силу колебаний цен на нефть и привязанные к ним (с девятимесячным лагом) цены на газ изменились. Цены на газ в Европе несколько упали. Скажем, по поставкам «Газпрома» на 2014 год заложена средняя европейская цена 372 доллара за тысячу кубов, на 4% меньше, чем в прошлом году.

Но желаемых г-ном Проданом цен на рынке в принципе нет. Украинцы настаивают на привязке к спотовым ценам — но через спотовые контракты проходит малая доля европейской газовой торговли. Украина оказывается вполне на своем месте по предлагаемым ей «Газпромом» ценам.

Как указал аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк , «судя по тенденциям на европейском газовом рынке и по плохому состоянию экономики