Литвек - электронная библиотека >> Л Д Гоголев >> Научно-популярная и научно-познавательная литература и др. >> Автомобили-солдаты >> страница 2
плохим дорогам тягачи доставляли грузы до 6-7 т. Всего же за 15 месяцев они перевезли около 5000 т.

В конце прошлого века конструкция паровых тягачей уже значительно усовершенствовалась. Наиболее известными стали машины английских заводов «Торникрофт», «Фаулер» и других, которые нашли применение, в частности, для перевозок в колониях. Для различных целей паровые тягачи использовались до начала первой мировой войны, даже принимали в ней участие.

В первые месяцы боевых действий на вооружении русской армии артиллерийских тягачей не имелось. В конце 1914 г. в Россию была доставлена из Англии партия паровых колесных тягачей фирмы «Фаулер» (мощность двигателя 70 л. с.). Они прибыли вместе с 12-дюймовыми (305 мм) гаубицами «Виккерс». Порядок заряжания этих орудий предусматривал использование парового трактора.

В боевых условиях тягачи «Фаулер» себя не оправдали. Только на разведение паров тратилось около полутора часов. Тягачи потребляли очень много чистой воды, которой на фронте не всегда хватало. Значительная масса машины (около 10 000 кг) не позволяла преодолевать небольшие мосты на дорогах.

Испытания тягача «Фаулер» с 11-дюймовыми (280 мм) гаубицами «Шнейдер» тоже дали неудовлетворительные результаты. Орудия пришлось отправлять на фронт на конной тяге.

Пробы, маневры…

Как-то журнал «За рулем» в одном из своих номеров за 1929 г. поместил фотографию бензинового автомобиля начала века. Машина была похожа на большую извозчичью пролетку, в которую забыли впрячь лошадь. Спереди сидел человек в штатском, с модной тогда бородкой клинышком, а на заднем сиденье двое офицеров в кителях и с саблями. Заголовок у снимка был такой: «Один из первых автомобилей в России». А из подтекстовки следовало, что это машина марки «Лоран-Клемент» и снята она во время знаменитых Курских маневров 1902 г.

Полвека спустя в№ 5 за 1981 г. журнал снова поместил этот снимок, но с поправкой. Как оказалось, машина была другой марки – «Де Дион». Такие автомобили собирались с частичным использованием французских деталей на предприятии П. А. Фрезе в Петербурге. На фото сам Петр Александрович и сидит за рулем, вернее, за рычагами этого автомобиля. Так что на снимке был показан не просто один из первых автомобилей в России, а один из первых автомобилей русского изготовления, а заодно – и один из самых первых автомобилей в русской армии.

Автомобили-солдаты. Иллюстрация № 2 2. Паровой тягач «Фаулер»


Автомобили с двигателем внутреннего сгорания появились в конце прошлого века и сразу же привлекли внимание военных. В России первые бензиновые авто были опробованы еще в 1897 г., во время Белостокских маневров.

Передовые русские военные быстро поняли и оценили значение нового транспортного средства для армии. В конце прошлого века были опубликованы книга А. Таненбаума «О применении автомобилей», а также ряд статей о военном использовании автомобилей. В 1902 г. выходит в свет книга поручика М. А. Накашидзе (впоследствии создателя первого русского броневика) «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России». Авторы всех этих работ справедливо считали, что новое средство передвижения вполне пригодно для работы в армии – для транспортных целей, штабной службы. разведки и связи, а также как база для боевых машин.

Летом 1902 г. на обширных пространствах между Киевом и Курском развернулись большие маневры. В них участвовали две группировки – «южные» (Киевская армия) и «северные» (Московская армия).

В войсках «южных» использовалось три грузовых автомобиля. Два из них грузоподъемностью 1 т имели двигатели «Де Дион» мощностью 8 л. с. Узкие колеса оснащались железными шинами. Более совершенным был 2-тонный автомобиль «Лесснер» конструкции Б. Луцкого. На нем стоял двигатель мощностью 12 л. с. Колеса – с широкими резиновыми шинами. Имелся еще один тяжелый грузовик Луцкого массой 2400 кг. Но в испытаниях он не участвовал, гак как плохо передвигался даже без груза. В армии «южных» испытывались также два легковых автомобиля типа «Де Дион».

Испытания проводились днем и ночью, но дорогам сухим и раскисшим, по песчаным, глинистым и черноземным, нередко с крутыми подъемами. Приходилось ездить и без дорог, по полям.

Автомобили-солдаты. Иллюстрация № 3 3. «Де Дион»


В этих условиях машины «Де Дион» показали малую мощность и недостаточную прочность. В первый же день маневров у легковой машины с двигателем мощностью 6 л. с. произошли две поломки одна в двигателе, другая в дифференциале, обе при переключении передач. У 8-сильной машины дважды выходили из строя рессоры. Поломки были устранены в местной кузнице.

А 2-тонный грузовик Луцкого продемонстрировал свою прочность и надежность. Кроме того, он имел лучшую проходимость. В любых условиях машина брала подъемы 10-15°, в то время как «Де Дион» после дождя не мог взять и четырехградусный подъем. На хорошей дороге скорость движения грузовика достигала 45 км/ч.

У «северных» использовались два легковых автомобиля «Де Дион» (6 л. с. и 8 л. с.) и два грузовых этой же марки, кроме того, два английских паровых тягача фирмы «Фаулер». Один из них типа «Долль» мощностью 13 л. с. имел массу 6 т. Он буксировал три прицепа, каждый с грузом около 5 т. Более тяжелый локомотив типа «Мальта» имел массу 9,5 т и был мощнее (18 л. с.). Он работал с тремя прицепами грузоподъемностью 6,5 т каждый. По песку и лугу эти машины продвигались с трудом. Под тяжелой «Мальтой» однажды провалился деревянный мост.

Нельзя сказать, что на Курских маневрах автотехника показала себя блестяще. Но опыт ее использования обнадеживал.

В 1904 г. началась русско-японская война. Театр боевых действий был для русской транспортной службы непривычным. В разгар лета, в золотую пору для европейских трактов, дороги Маньчжурии превращались от частых дождей в непроходимое месиво. Зато зимой скованная морозом и очищенная ветром от снега земля представляла собой твердую ровную поверхность, по которой можно было ехать, словно но мостовой.

Как поведут себя в этих условиях автомобили? Осенью 1904 г. с целью испытаний в действующую армию направили один легковой автомобиль «Мерседес». Его предоставила в распоряжение военного министерства немецкая фирма «Даймлер». Автомобиль был шести местный, с двигателем мощностью 16 л. с. Но в самом начале испытаний он получил повреждения и всю зиму ремонтировался в Харбине.

Было заказано еще десять легковых автомобилей. Первый из них прибыл в феврале, во время боев за Мукден. Его изготовила одна из петербургских фирм. Эта машина использовалась, когда