Литвек - электронная библиотека >> Бхагаван Шри Раджниш >> Самосовершенствование >> Великий путь. Вечное пламя >> страница 3
спасти их, потому что даже если вы спасете их, вы не получите от этого ничего.

Вы дышите, когда ходите в эти места, но вы все равно что мертвые. Храмы празднично украшены, но в вашей жизни нет ни луча празднества. В ваших храмах много света, но он не может рассеять тьму вашей жизни. Поэтому не бойтесь этих сутр, несмотря на то, что они могут ввести вас в трудное положение, потому что Шива - это не священник. Слова священников всегда нравятся вам. Священники, в основном, заинтересованы в том, чтобы эксплуатировать вас, но не в том, чтобы вас преобразовывать. Они заинтересованы в том, чтобы вы оставались такими, как есть. Их задача заключается в том, чтобы вы оставались как есть: больные, слабые.

Я слышал. Сын врача вернулся домой, завершив свое образование. Отец никогда не был в отпуске, поэтому он сказал своему сыну: «Я хочу отправиться в отпуск на три месяца, а ты будешь тем временем выполнять мою работу. Я потратил всю жизнь, зарабатывая деньги. И теперь тебе нужно немного поработать самостоятельно».

Проделав кругосветное путешествие, он вернулся через три месяца. Он спросил у сына, как все идет, и сын ответил: «Все идет отлично. Ты будешь удивлен, когда узнаешь о том, что тех больных, которых ты не мог вылечить всю свою жизнь, я вылечил за три месяца». Отец не мог поверить своим ушам. Он сказал: «Ты глупец, эти больные приносили нам деньги, на них строился наш бизнес, я бы тоже мог их вылечить. Но как бы тогда я платил за твое образование? Только благодаря этим больным оно стало возможным. Я бы мог оплатить образование и всем твоим братьям и сестрам, а ты все испортил!»

Священники хотят, чтобы вы оставались как есть: больные и не здоровые. Вот что помогает им зарабатывать на хлеб. Шива не священник. Он тиртханкара. Шива - это аватара. Он - видящий, пигамбара. Его слова подобны огню. Приближайтесь к нему только в том случае, если вы готовы к тому, чтобы вас похоронили, принимайте его приглашение только в том случае, если вы готовы исчезнуть. Потому что новое родится только тогда, когда вы перестанете быть такими, как есть. Новая жизнь не начнется до тех пор, пока вы не сожжете себя дотла. Поэтому, если вы будете помнить об этом, попытайтесь понять каждую сутру.

Первая сутра начинается:

Сознание есть Атман, душа.

Несмотря на то, что у нас у всех есть сознание, мы никогда не познаем душу. Если сознание есть душа, мы все должны были бы знать душу. Мы все имеем сознание, но в чем, действительно, смысл слов: «Сознание есть душа?»

Первый смысл такой: в этом мире только сознание принадлежит вам. Слово Атман означает вот что: то, что принадлежит вам. Насколько бы все остальное ни казалось вам своим, все это враждебно по отношению к вам. Все, на что вы претендуете: друзья, возлюбленные, семья, богатство, слава, высокое положение, огромная империя - все это обман. Однажды смерть отнимет все это у вас. Поэтому смерть - это тот критерий, который поможет вам, который определит, что принадлежит вам, а что нет. То, что смерть может отнять у вас, не принадлежит вам, а то, что смерть у вас отнять не сможет, принадлежит вам.

Поэтому Атман означает: то, что принадлежит вам. Но в тот миг, в который мы начинаем думать: «мое», вмешивается другой. «Мое» означает другое, которое принадлежит вам. У вас никогда не бывает так, чтобы, кроме вас самих, никто больше не принадлежал вам. Нет никого и ничего, что могло бы принадлежать вам. И чем дольше вы будете тешить себя идеей, что другой может принадлежать вам, тем больше будет ваша потеря в миг расставания, у вас будет создаваться ощущение, что вы потратили напрасно жизнь. Вы потратили все свое время на сны. Вы могли пробудиться, вы могли достигнуть мокши. Но все это время вы только собирали мусор.

Поэтому это первая сутра. Вы сами по себе. Это означает то, что нет ничего, что вы могли бы считать своим, на что вы могли бы претендовать как на свое. Никто и ничто, кроме вас самих, не принадлежит вам. Это очень революционная сутра. Она выступает против самой природы общества, потому что общество существует на мысли о собственности. Вы думаете, что вы принадлежите к определенной касте, стране. Отношение обладания строится на этом: моя страна, моя каста, моя религия, моя семья. Общество существует на концепции о принадлежности. Религия в своей основе противоположна обществу в этом смысле. Она свободна от общества, она свободна от другого.

Согласно религии, нет ничего, что бы вы могли считать своим, кроме себя самих. Эти слова выглядят очень эгоистичными с поверхностной точки зрения. Потому что, если речь идет только о себе, вы мгновенно думаете, что это проявление эгоизма. Но в этом нет ничего эгоистичного. Истина заключается в том, что только такое отношение альтруизма и вселенской доброты должно вырасти в вашей жизни. Потому что такой человек, который еще не понял, что только его бытие - это его бытие, не может быть альтруистичным в этом смысле.

Когда вы называете других своим, что вы делаете, в действительности? Вы эксплуатируете их. Ваше «мое» - это не что иное, как неотъемлемая часть эксплуатации. Все, к чему вы относитесь как к своему, вы превращаете в рабов. Вы превращаете этого человека в свою собственность. Вы говорите: «моя жена, мой муж, мой сын, мой отец»... Но что происходит за этим «мой»? Что лежит в основе таких взаимоотношений? Вы эксплуатируете другого, вы пользуетесь другим, вы выводите другого на прогулку. Если вы это называете альтруизмом, вы несете в себе ложные представления.

У одного императора было три сына, и когда он состарился, он начал думать о том, кого из них сделать своим преемником, потому что все три были в равной степени подготовлены, и поэтому выбирать было трудно. Однажды он позвал к себе своих сыновей и сказал: «Расскажите мне о величайшем действии, которое вы сделали за последний год».

Старший сын сказал: «Перед тем как отправиться в паломничество, самый богатый человек города оставил у меня драгоценные камни и украшения, общей стоимостью в миллионы рупий, не сосчитав их, он даже не оставил списка со своей подписью. И он попросил меня сохранить это до времени его возвращения. Если бы мне захотелось, я бы мог завладеть всем его сокровищем, потому что этот человек не оставил никаких бумаг, которые бы подтверждали, что эти сокровища принадлежат ему. И так как этот человек ничего не считал, я мог бы, по крайней мере, оставить себе несколько алмазов. Но вместо этого я отдал ему по возвращению все в целости и сохранности!»

Отец сказал ему: «Ты поступил правильно, но позволь меня спросить тебя: осталось бы у тебя ощущение вины, стыда, смущения, если бы ты оставил несколько алмазов для себя?» Сын ответил: «Да, осталось бы!»

И