Литвек - электронная библиотека >> Автор Неизвестен >> Религия и духовность: прочее >> Что необходимо знать каждой матери >> страница 2
христианскую?


     Прежде всего, вашим примером, ибо дета воспитываются именно примером родителей своих. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое - ничто, пустота, по сравнению с тем примером, которые видят дети в родителях своих.


     Вы должны беречь детей от всего, что нечисто, дурно. Вы должны дочерей удерживать от чтения нецеломудренных, сладострастных романов, должны требовать от них, чтобы они читали с разбором, должны удерживать от пустых зрелищ, не позволять всегда развлекаться и постоянно бегать по кино и театрам.


      Вы должны приучать их к тихому и трудовому домашнему житию.


     А еще не должны Вы забывать о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают.


     О таких сказал премудрый Соломон: "Лелей дитя, и оно устрашит тебя".


     А вот что говорит наш великий святитель Тихон Задонский: "Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакала ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна".


     Нужна умеренность в наказании, по слову Святителя. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью.


     Нужно наказывать спокойно, любя; тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают этого наказания, и тоща наказание будет с пользой и их исправит.


     О таком наказании детей многие из вас не думают и оставляют ненаказанными не только маленькие, но и тяжкие проступки - даже воровство, хулиганство, даже распутную жизнь молодых девушек...

ГЛАВА 1


Ребенок начинает задавать вопросы. - Родительская ложь и ее возможные последствия. - Сказка, умолчание, полуправда... - Окружающий мир побуждает искать разъяснения. - В каком возрасте ребенок может воспринять правду? - Молчание подстрекает любопытство. - "Где я был?" (диалог с мамой). -Зачатие - как говорить об этом? - Духовное освещение беседы.



     Однажды наступает день, в который ваш ребе нок делает очень важное открытие. Оказывается, когда-то его не было на белом свете. Он недоумевает: "Как это - не было? А где же я был? И откуда я взялся?.."


     Когда ребенок начинает задумываться о тайне происхождения жизни и спрашивать, "откуда берутся дети", питать его пытливую душу сказочно-поэтическими описаниями было бы очень опасно. Это запутало бы ее в сети ложных представлений. Дитя, конечно, легко и с интересом воспринимает чудеснейшие сказки и может развивать их в своей живой фантазии, но его всегда нужно предупредить: "Есть такая старинная сказка... Я расскажу тебе сказку..."


     Быть может, и остроумно придумано, что детей находят в капусте или их приносит людям аист, но не стоит выдавать это ребенку за действительность. Такие ответы возможны только в шутливой форме. Впрочем, они не смогут до конца удовлетворить ребенка.


     - Мама, откуда я появился?


     - Откуда появился?.. Знаешь, есть такая сказка...


     - Нет, а на самом деле?..


     Дети - прежде всего реалисты; они с удовольствием послушают и сказку, но все-таки хотят знать, что было на самом деле. Дети доверчиво принимают то, что им объясняют родители, за истину, за факт. И если они узнают, что их обманывали, выдавая сказку за действительность, это может иметь вредные последствия для детской души.


     Что происходит, когда дети узнают что их обманули, объясняя, откуда они взялись? Они реагируют по-разному. Один священник рассказывал, как в детстве узнал от друзей-школьников то, что тщательно скрывала от него мать, предлагая некую вымышленную версию. Сейчас он вспоминает, что не пережил особого потрясения, не обиделся и даже не удивился, открыв обман. Наоборот, он тогда уже каким-то образом осознал, что не скрыть правду было невозможно и что, главное, он и сам не хотел бы узнать ее из маминых уст.


     Но, видимо, это был спокойный, рассудительный и по натуре целомудренный ребенок. А кто-то из его сверстников мог пережить настоящее потрясение, почувствовать себя глубоко оскорбленным и испытать даже отвращение к родителям, которые занимаются "такими вещами" и лгут ему, притворяясь "хорошими"...


     В любом случае ложь остается ложью, а осторожное умолчание не всегда возможно.



     Некоторые родители находят выход в полуправде. Когда, например, мать отвечает своей маленькой дочери: "Братишку принес доктор", -то она и лжет, и не лжет... Действительно, большинство матерей впервые видят своих детей на руках медиков, принимавших роды. Но в том смысле, как дитя понимает эти слова, они представляют собою ложь.



     Мать-христианка порой полагает, что истинное благочестие требует непонятное ребенку рождение маленького братика или сестрички или его самого объяснять такими, например, словами: "Ребеночка нам послал Господь, чтобы мы любили его и заботились о нем". Или так: "Нам с папой очень хотелось иметь сыночка, мы молились Богу - и Он дал нам тебя..."


     В этом объяснении, в отличие от предыдущего, нет ни слова лжи и лукавства, но все же в нем часто присутствует дополнительный посторонний мотив - желание отвлечь внимание малыша от неприличного вопроса и, насколько возможно, заставить его молчать. И чаще всего дитя прекрасно чувствует в словах матери некоторую недосказанность и еще глубже заинтересовывается тем, что всеми силами хотят от него скрыть. Таким образом, тайна рождения человека с самого начала представляется невинному ребенку в нечистом свете. Однако понять истинную природу этой нечистоты он пока не в состоянии...


     Мир, сотворенный Богом, полон тайн и чудес. На каждом шагу природа открывает перед ребенком картину жизни и смерти. Гусеница, бабочка-однодневка, птица, вылупившаяся из яйца, дерево, умирающее и возрождающееся со сменой времен года, постепенно распускающийся цветок - вся органическая природа вокруг него живет и умирает. Если ребенок способен сам сформулировать вопрос: "Каким образом возникает жизнь?" - то он наблюдателен и уже достаточно созрел, чтобы получить простой, но честный и прямой ответ без обиняков.


     Этот ответ не должен быть натуралистичен и раскрывать только внешнюю, плотскую, сторону вопроса. Мы останавливаемся на ней именно потому, что для матери-христианки как раз этот физиологический, "плотской" момент представляет наибольшую сложность.