ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Элизабет Гилберт - Есть, молиться, любить - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Валентинович Жвалевский - Время всегда хорошее - читать в ЛитвекБестселлер - Макс Фрай - Лабиринт Мёнина - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Лидия Артемьевна Моджорян >> Публицистика >> Терроризм: правда и вымысел >> страница 3
древнеримского диктатора Юлия Цезаря. Средневековье и эпоха Возрождения тоже знали немало внутригосударственных заговоров и убийств политических деятелей. В средние века папы римские в своих эдиктах даже «легализовали» убийство королей и императоров, вышедших из повиновения «Святому престолу» и отлучённых ими от церкви; запрещалось лишь прибегать к ядам. Актом терроризма было и убийство в 1865 году президента США Авраама Линкольна. Его совершил агент плантаторов рабовладельческого Юга, которые не могли простить президенту отмену рабства.

Все названные акты являлись внутригосударственными преступлениями и были подсудны законодательству той страны, в пределах которой совершались. В настоящее время внутригосударственный терроризм повсеместно квалифицируется как тягчайшее уголовное преступление.

Терроризм переходит в плоскость международных отношений (в этих случаях некоторые авторы называют его «транснациональным»[7], а в практике ООН его именуют международным терроризмом), когда: 1) как террорист, так и жертвы терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств; 2) террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; 3) подготовка к террористическому акту ведётся в одном государстве, а осуществляется в другом; 4) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом и встаёт вопрос о его выдаче.

Тенденция к увеличению числа подобного рода террористических актов наметилась после окончания первой мировой войны.

После победоносной Октябрьской революции за пределами Советского государства осели эмигранты, из числа которых сформировались контрреволюционные банды, вдохновляемые звериной ненавистью к первому в мире государству рабочих и крестьян, финансируемые и снаряжаемые империалистическими государствами, пытавшимися задушить страну Советов в огненном кольце интервенции и блокады. 10 мая 1923 г. в Швейцарии белогвардеец Конради убил полпреда РСФСР в Италии, представителя Советской России на Лозаннской конференции В. В. Воровского. 7 июня 1927 г. в Варшаве белогвардейцем Б. Кавердой был застрелен полпред СССР в Польше П. Л. Войков.

Внутри первого в мире социалистического государства враги Советской власти совершали террористические акты против иностранных дипломатов, добиваясь таким образом его изоляции. Стремясь сорвать исполнение Брест-Литовского мирного договора и вызвать конфликт между РСФСР и Германией, левый эсер Я. Г. Блюмкин 6 июля 1918 г. убил германского посла при правительстве РСФСР В. Мирбаха. 5 марта 1932 г. белогвардеец Штерн выстрелами из револьвера пытался убить германского посла в Москве, но, промахнувшись, ранил советника посольства фон Твардовского. А. Ф. Керенский на страницах белогвардейского органа «Дни», издававшегося в США, призвал усматривать в этом акте терроризма сигнал к повсеместной активизации белоэмигрантской террористической деятельности, с которой, кстати сказать, буржуазные правительства не вели никакой борьбы, несмотря на то, что сами страдали от неё. Так, 5 мая 1932 г. бывший царский офицер П. Горгулов, пользовавшийся убежищем во Франции, смертельно ранил президента Французской Республики П. Думера.

Реакционные силы и движения в ряде стран мира продолжали прибегать к террористическим актам и в дальнейшем, не отказываясь от попыток подорвать позиции Советского Союза на международной арене. 9 октября 1934 г. в Марселе хорватскими террористами были убиты югославский король Александр I Карагеоргиевич и министр иностранных дел Франции Барту, подготавливавший заключение советско-французского договора о взаимопомощи. Договор должен был заложить основы европейской безопасности и преградить путь развязыванию нацистской агрессии. Расследование этого террористического акта, которое проводилось французской юстицией, вскрыло нити, ведущие в Берлин и Рим. В Риме нашёл убежище организатор убийства Анте Павелич. Французское правительство потребовало выдачи Павелича, но получило отказ.

Особенностью современного терроризма, обусловливающей повышенную опасность этого преступления, является его массовый и систематический характер. В отчёте ЦРУ о «международном терроризме», представленном на рассмотрение конгресса к 1 января 1981 г., указывается, что за период 1968–1979 гг. было совершено 3336 террористических актов, за 1976 год – 413, а за 1979 – 760. По тем же данным в результате этих актов было убито 587 человек в 1979 и 646 человек – в 1980 году. В самом отчёте отмечается, что достоверность этих цифр весьма сомнительна, так как «в публикуемых статистических сведениях многое преуменьшается»[8]. Кроме того, следует иметь в виду, что из этого перечня исключается огромное число жертв организованных акций государственного терроризма.

Современный терроризм носит организованный характер. В выступлении на совещании Лондонского института современной истории, посвящённом изучению современного терроризма, доктор философии П. Женке отмечал

«транснациональный характер операций терроризма, задуманных в одной и реализуемых в другой стране, требующих в ряде случаев высокой технической квалификации, как, например, при лишении Лиссабона воды, а Рима – телефонной связи, разрыве всех связей вообще с Буэнос-Айресом, планировании разрушения лондонского метро»[9].

«Транснациональный» характер терроризма вызывает необходимость самого тщательного исследования деятельности террористических организаций, их взаимосвязей, контактов с правительствами и международными организациями империалистических государств.

Весьма разнообразны формы, в которые воплощается современный терроризм.

Если в прошлом он сводился в основном к убийству, ранению или запугиванию государственных и общественных деятелей, то в настоящее время он принимает такие формы, как угон самолётов, захват заложников, повреждение и взрывы путей сообщения и других средств передвижения, взрывы публичных и общественных учреждений и жилых домов; ограбление складов оружия и предприятий, оккупация посольств, нападения на места международных встреч, штаб-квартиры международных организаций, и др.

Весьма разнообразны орудия преступления, используемые террористами. Ныне они располагают всеми последними достижениями современной техники, что свидетельствует о могущественных источниках финансирования террористических организаций. Вместо традиционной в прошлом самодельной бомбы, взрыв которой