Литвек - электронная библиотека >> Алла Исааковна Баркан >> Детская психология >> Плохие привычки хороших детей >> страница 5
порядке слов. К примеру, предложение: «Кошку взяла на руки Надя» — ребенок понимает, будто «Кошка взяла на руки Надю».

С трех лет малыш уже использует довольно часто и одновременно часть вспомогательных глаголов и частицы «ни» и «не», а чтоб усилить отрицание, он даже пользуется сразу несколькими грамматическими формами.

Обычно в этом возрасте впервые начинает развиваться символическое, образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект ребенка. Благодаря стремительно растущему запасу слов малыш запечатляет в памяти не только лишь название предметов, но также и их образы и символы. Он может Вам пересказать услышанное и рассказать о том, что видел, особенно когда Вы зададите ему наводящие вопросы. Малыш способен по картинке сочинить рассказ, используя фантазию и вымысел. В четыре года дети начинают обобщать и понимать, что чашки, блюдца и тарелки называются посудой, столы, кровати, кресла - это мебель, и знают, что имеется в виду, когда мы произносим слова - овощи и фрукты.

С трех лет ребенок уже может мыслить вслух, вступив в период «открытого мышления». О чем-то думая, он сам себе вслух задает вопросы и отвечает сам себе на них. Вопросы: где? когда? откуда? сменяются в три года: почему? День ото дня число вопросов нарастает, но важно не количество, а глубина их. По ней мы судим об уме ребенка.

Речь малыша обогащается в игре, особенно в игре с детьми-ровесниками, с которыми он в состоянии играть уже в сюжетно-ролевые игры. Но к четырем годам ребенок созревает также и для конструктивных игр с элементами планирования.

В четыре года малыш может заниматься одним делом до 40 или 50 минут. Однако постоянно отвлекается, переключая все свое внимание обычно с одного объекта на другой. Ему по силам концентрировать внимание лишь на одном предмете. Но, прерывая начатое дело, малыш берется снова за него, если оно еще не надоело. Когда ребенок увлечен игрой, он концентрируется на ней полностью.

С трех лет обычно у ребенка совершенствуются навыки движения и параллельно улучшается их координация (тонкая и грубая моторика). Малыш не только ходит, но и бегает, причем удерживая равновесие. Он балансирует или подпрыгивает неуклюже на одной ноге, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки. Он в состоянии одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притопывать), в четыре года марширует под такт музыки. Бросает сам и ловит брошенный ему другими мяч. Способен подниматься с корточек и ездить на велосипеде.

До четырех лет малышу обычно все равно, какую руку он использует, но с четырех предпочитает правую и реже - левую.

Он одевается и обувается самостоятельно, но не умеет зашнуровывать ботинки.

Малыш сам забивает гвозди молотком и начинает резать ножницами. Рисует круг без образца перед глазами, пытается нарисовать квадрат, который получается с неровными краями. Срисовывает треугольник, но неверно. В три года он рисует человека - символа «головонога». В четыре - человека с шестью частями тела.

В три года дети в основном считают, что нарисованное мало чем отлично от реального, оно имеет качества и свойства настоящего предмета. Поэтому, когда Вы спросите ребенка о выражении лица кого-нибудь, кто нарисован на картинке, стоящий к Вам спиной, малыш, недолго думая, перевернет картинку, рассчитывая рассмотреть лицо на оборотной стороне бумаги. И в то же время Ваш ребенок в этом возрасте уже способен разгадать элементарную загадку.

Малыш уже нередко знает самые простые буквы и даже может написать их. Ест аккуратно. Чистит зубы и полощет рот. Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом. Он помогает взрослым в поддержании порядка. Сам убирает свои книжки и игрушки. Он может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.

Он может...

Вы уже, наверное, заметили, что он и в самом деле многое умеет. Вчерашний несмышленыш скоро станет равным Вам.


Каков Ваш ребенок от четырех до пяти лет

От четырех лет до пяти ребенок еще больше может сделать, чем он умел уже до четырех, взбираясь по ступенькам возраста наверх. Как он считает, то, пожалуй, все. И, продолжая самоутверждаться, малыш, чтобы пустить нам пыль в глаза, приписывает себе качества и свойства, которыми еще не обладал, но очень бы хотел сам обладать, прекрасно понимая всю их ценность. И, словно опытный очковтиратель, твердит все время, что он - самый, самый... Он самый сильный, самый смелый, самый ловкий, короче - всемогущий. Мы - никто... Или подобны только его тени. Он - самый, самый... Он, конечно, а не мы...

Малыш настолько входит в эту роль, что обижается, когда ему не верят. Он искренне считает, что таков. И если в этом есть хоть доля правды, и он действительно опережает многих, тем самым ублажая своих близких, то это повод, чтобы погордиться, возвысить себя в собственных глазах, а главное, в глазах своих родителей.

Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и продуманных истерик, завуалированных фраз и явственных намеков. И это несмотря на то, что он уже усвоил нравственные нормы.

В четыре года у ребенка может проявиться его первая влюбленность, наивнее и чище которой не найти. Малыш не прячет свою окрыленность, а выставляет яркость чувства напоказ, то бурно радуясь, то безутешно поддаваясь грусти. В четыре года самый ярый сорванец при виде нравящейся ему девочки способен превратиться вдруг в «пай- мальчика», а юная проказница в веснушках, лишь только для того, чтобы его очаровать, потупит взор и поразит всех кротостью и скромностью.

В четыре года... Да, в четыре года наш малыш настолько всемогущ, что розовый цвет затмевает остальные. Ребенок движется по жизни на белом удалом коне.

И вдруг, вдруг, вдруг... какая-то метаморфоза. Малыш внезапно прерывает бег и озирается по сторонам без прежних розовых очков. И... словно прозревает. Он видит серость окружающего мира... и в этой серости себя... И, будто отрезвленный, он, потрясенный собственным несовершенством, впадает неожиданно в другую крайность: из всемогущего став заземленным и сомневающимся даже в пустяках. Оказывается, что между ним, теперешним и взрослым, навряд ли только одна марафонская дистанция, а если даже и одна, то непреодолимая. И Ваш ребенок застывает на распутье, не в силах спрятать неуверенность и робость.

Малыш переступил порог застенчивости. Он на пороге одного из самых важных этапов полноценного развития ребенка. Обычно это начинается в пять лет.

Теперь уже он мало упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что Ваш