Литвек - электронная библиотека >> Николай Михайлович Сухомозский >> Природа и животные >> 10 тет-а-тет с животными

10 ТЕТ-А-ТЕТ С ЖИВОТНЫМИ

Тет-а-тет 1. Уж – Джордано Бруно

(1963 год; г. Пирятин, Полтавская обл., УССР)

В одной из своих записей я уже писал о москвичах, каждое лето гостящих у своих родственников – соседей моих родителей. «Курортники», как таковых неизменно величали в Пирятине, - это мать с дочерью и сыном. С обоими я дружил, а с девушкой даже некоторое время встречался. Но в любом случае – я ними регулярно «курортничал», чему мои родители были крайне довольны: и с «культурными» людьми их чадо, и под присмотром.

Набор маршрутов у нас оставался неизменным и не шибко кудрявым: озеро Зарой и остров Масальский в Пирятине и излучина реки Удай в селе Замостище. А все развлечения – на воде или у воды. Да, еще у Сашки-москвича был простенький фотоаппарат.

Впрочем, чего еще желать, будучи подростком?!

В тот день мы отдыхали на Масальском. Сразу у моста на остров свернули на другой берег, где нет леса и народа – пожиже, и расположились «курортным биваком». Летний день потек своим прелестным бездельничьим чередом.

Через некоторое время неподалеку от нас расположилась компания взрослых парней – от 16 и старше. Одни другим никак неудобств не создавали, поэтому и мало обращали друг на друга внимание. Если обращали, каждый занятый своим, вообще… Вскоре наши соседи развели костер – дело на пикниках привычное.

Мы с Сашкой лежали на траве, обсыхая после очередного купания, как вдруг он толкнул меня под локоть:

- Смотри!

Я вперил глаза туда, куда показывал закадычный дружок, - в сторону соседней компании. Сначала ровным счетом не понял, что имеет в виду Сашка: один из парней шевелил приличных размеров палкой в костре. «Наверное, огонь раскочегаривает», - решил я. И уже хотел улечься назад на траву, как что-то необычное (что?) удержало мой взор. В чем она заключалась – эта необычность? Мне померещилось, что еще одна палка, лежащая на углях и которую я раньше не заметил, вдруг …пошевелилась.

Присмотревшись внимательнее, я с ужасом увидел, что палка-2 – не палка вовсе, а живой уж! Где и как отморозки его поймали, мы, само собой, не знали. Но отчего-то кому-то взбрела в голову мысль несчастное примыкающее …поджарить живьем.

Нет, мы с Сашкой, 10-13-летние пацаны, на помощь «Джордано Бруно» не пришли: что мы вдвоем могли против шести-семи взрослых парней? А, может, смалодушничали. Во всяком случае, мы лишь потрясенно смотрели на жестокую экзекуцию.

Почти полвека прошло. А я до сих пор вижу …раскрытую в немом крике пасть ужа, всем телом извивающегося на докрасна раскаленных углях.

Да, что еще сохранила память: изверги, когда им надоели пыток огнем, бросили пресмыкающееся в реку, куда оно упало плетью.


Тет-а-тет 2. Хохлатка без головы

(1965 год; г. Пирятин, Полтавская обл., УССР)

Среди близких друзей отрочества у меня были и братья Левандовские - старший Петр и младший Владимир. Поскольку их отец работал директором хоть и небольшой, но нефтебазы, а мать принимала заказы на пошив одежды, в семье всегда, как говорили у нас, водилась копейка. Плюс, как и все, держали небольшое подсобное хозяйство, так что жилось им сыто. Да и сыновей одевали с иголочки, по моде, а у Петра, например, уже в 7 классе появились наручные часы «Юность» - случай в то время невиданный. Да и на различные развлечения отпрысков родители денег не жалели, будь-то мяч, шахматы, лобзик или даже фотоаппарат «Смена». Впрочем, ребята не зажирались, так что в общих забавах принимал участие и я.

В тот летний тоже пришел к братьям поиграть. У калитки стоял младший, самозабвенно ковыряя пальцем в носу.

- А Петр где? – поинтересовался я.

- В сарае!

- Что он там делает? Договаривались ведь сегодня модель самолета запускать.

- Так будем! Просто ему мать задание дала.

Задания у нас на кутку для отпрысков – знал я – были однотипны: нарвать тех или фруктов на компот или варенье. Но при чем здесь сарай?!

- А что за задание? – интересуюсь у Владимира.

- Да курицу зарубить!

Я не успел ничего ответить, так как из-за угла лома появился Петр. В правой его руке трепыхалась приговоренная семейным аппетитом к смерти птица, а левой он сжимал топор. Подошел в вишне, распластал курицу на земле, наступив ей одной ногой на одно крыло, а второй – на второе и занес орудие казни. Я изо всех сил зажмурил глаза...

Открыть их непроизвольно заставил дикий ор Владимира. То, что увидел, заставило захолонуть кровь в юных жилах. Курица, не имея …головы, лежащей у ног палача, обежала дерево (ничего не видя!), а потом рванула во двор, однако тут же рухнула замертво.


Тет-а-тет 3. Савраска Параска

(1975 год; с. Скребеличи, Овручский р-н, Житомирская обл., УССР)

Весна во второй фазе. Гостим у родителей супруги. А тут подоспела посадка картофеля. Как не помочь?

Надо сказать, что здесь его «зарывают в землю» вовсе не с помощью лопаты, как у нас на Полтавщине. Садят под плуг. Лошадь тащит это сельскохозяйственное орудие, а в борозду, оставляемую лемехом, бросают посадочный материал.

А поскольку горячий период длится не больше недели (максимум - декады) за тягловой силой (несколько колхозных лошадей), выстраивается умозрительная очередь. Безотказные твари на частных подворьях пашут – в прямом и переносном смысле! – от зари до зари.

Сегодня – и наш день. Тесть спозаранку ушел за лошадью. Вернулся со светло-гнедой кобылой с черным хвостом и ездовым (этому нужно заработать). Глянул я на первую – и сердце кровью облилось: кожа да кости. Как это понурившее голову существо, выполняя колхозные нормы, еще и на частных подворьях?! Но зять я – молодой, права голоса как бы еще не имею.

Слышу, как ездовой свою подопечную называет Параской. И вспоминаю, что заочно я с лошадью уже знаком: не раз слышал в селе ее кличку. Всегда в одном и том же контексте: животины подобной безотказности еще никто никогда в своей жизни не встречал. И кто бы для какой цели (вспахать огород, привезти сено с луга или дрова – из леса) не просил в колхозе лошадь, в первую очередь, называли Параску. Короче, была она нарасхват. Более ленивые или норовистые собратья отдыхают, а она – в хомут: с раннего утра до позднего вечера!

Вот снова худющую кобылу впрягают в плуг. Она старается изо всех сил, но их, увы, практически нет. Так что ездовой вынужден регулярно пользоваться кнутом. И Параска, едва не падая на колени передних ног, тащится вперед. Между делом, когда никто не

ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Вера Олеговна Богданова - Сезон отравленных плодов - читать в ЛитвекБестселлер - Стивен Кинг - Билли Саммерс - читать в ЛитвекБестселлер - Вячеслав Николаевич Курицын - Полка. О главных книгах русской литературы - читать в ЛитвекБестселлер - Филип Киндред Дик - Сдвиг времени по-марсиански - читать в ЛитвекБестселлер - Дебора Фельдман - Исход. Возвращение к моим еврейским корням в Берлине - читать в ЛитвекБестселлер - Марисса Мейер - Лунные хроники - читать в ЛитвекБестселлер - Люсинда Райли - Сестра солнца - читать в ЛитвекБестселлер - Анна Альфредовна Старобинец - Лисьи броды - читать в Литвек