Литвек - электронная библиотека >> Николай Михайлович Сухомозский >> Критика >> 10 сетований интеллигенции >> страница 2
еще рассадник вредных невидимок (может, она только что с сопли горничной слетела). Да и, оказавшись надолго в темной ловушке, насекомое не только «подпитывалось» сладеньким, но и непременно справляло естественные надобности. А, учитывая вполне понятный испуг, делало это чаще и в куда больших объемах. И весь этот «моче-каловый» коктейль потом вместе с сахаром попадал в кружку актера.

Экспериментировать с «мушиным напитком» я не решился. Еще не возвысился до таких высот гурманства!


Сетование 7. Пионер, но не Павлик Морозов

(2012 год; г. Киев, Украина)

Известный советский и российский режиссер, сценарист и актер Станислав Говорухин высказался за возрождение в России пионерских организаций: «Пионерию надо вернуть в массы, и слово «пионер» само по себе прекрасное. Если бы я узнал, что пионерская организация создана в школе, я был бы счастлив».

75-летний кинодеятель, похоже, впал в детство. Ибо в 1990 г. четко высказался по факту существования СССР, естественно, вкупе со всеми его атрибутами. И его художественно-публицистический фильм «Так жить нельзя», поднятый на знамена т.н. либералами, сыграл немаловажную роль в разрушении державы.

А на финише жизни, видите ли, Станиславу Сергеевичу захотелось походить в почетных пионерах…

Поздно!


Сетование 8. Загадочная национальность

(2012 год; г. Киев, Украина)

Сел завтракать. Книгу как раз дочитал, иди за новой не хотелось – взял со столика журнал «Телегид». И пока ел, пробежал глазами интервью «Кирилл Плетнев родился не просто так».

Что могу сказать? Каковы журналисты – таковы и актеры. Или наоборот?

Во всяком случае, на восхищенную фразу интервьюируемого о США «Там абсолютно иные возможности для актеров» сразу же возник вопрос: «Отчего же ты там не остался?»

Но буквально в шок поверг «экзерсис» об Украине, где Кирилл родился. Да, я уже не раз слышал фразу хоть из уст украинцев о Родине: «Эта страна». Увы, расхожей стало определение «лицо кавказской национальности» (у меня всегда готово было слететь с языка: «А задница у «лица» какой национальности?»)

Но Плетнев дал фору всем! Цитирую:

«- Кирилл, вы ведь родились в Харькове. Чувствуете в себе украинскую кровь?

- Да, мой отец ЭТОЙ национальности…»

Интересно, а какой – сам актер?!!

…Из той же оперы. Немало шума наделала книга Лины Костенко «Записки українського самашедшого» (2011). И вот автор дает очередное интервью: «Меня заинтересовало, почему этот народ терпит».

Фраза сразу же напомнила выражение «Эта страна».

Но тож – политики. А тут – совесть нации!

Согласитесь, хотя бы писатель обязан не только говорить, но и думать категорией не «этот», а «мой» народ.


Сетование 9. Особый статус

(2012 год; г. Киев, Украина)

Украинский писатель Василий Шкляр в интервью Ирине Славинской по случаю своего решения баллотироваться в народные депутаты, сказал:

- На Львовщине меня все знают. Это ситуация, о которой писатель может только мечтать. Меня даже гаишники не штрафуют, когда я превышаю скорость.

От таких откровений волосы стают дыбом. Это что же получается! Шкляр считает в порядке вещей, даже в отсутствие мигалки, грубо нарушать правила дорожного движения, подвергая опасности жизнь сограждан в том числе и своих читателей-почитателей. Не стыдится, получая индульгенциюот стражей порядка. И, более того, принимая сомнительный «дар», не только оправдывает, но и подталкивает на дальнейшее манкирование своими обязанностями работников МВД.


Сетование 10. Убогий цинизм Броневого

(2014 год; г. Киев, Украина)

Несколько фраз из интервью актера, родившегося в Киеве, известному украинскому журналисту: «Я страшную вещь скажу: даже Гитлер и то лучше Сталина!»,

«Мать по городам и весям скиталась, я по миру пошел голоштанником», «Нас, оборванцев, голодных, вшивых, сирых и убогих, в военные годы в республиках Средней Азии приютили».

И – под занавес беседы: «Любой и каждый может упрекнуть меня в том, что получал в СССР премии, награды и звания, что отец мой (Соломон Иосифович Броневой – Н.С.) одним из самых жестоких следователей киевского ОГПУ был, садистски людей допрашивал, деньги и показания выбивал... Убежден, что в прошлое возвращаться нельзя...»

Ныряю в Википедию.

И с удивлением обнаруживаю: «голоштанник» не только с малых лет жил в Киеве, но еще «в детстве обучался игре на скрипке в десятилетней музыкальной школе при Киевской консерватории у известного педагога, профессора Давида Соломоновича Бертье». Неужели так без штанов и ходил? Впрочем, может «вшивому и голодному» воспитаннику на время занятий преподаватель свои запасные портки давал? Чтобы Леня, так сказать, по «сирой» неопытности не поранил чего-нибудь «убогим» смычком...

Весьма интересным образом, если сопоставить факты, и «мать по городам и весям скиталась, я по миру пошел голоштанником». Из того же источника: «Как «семью врага народа» их с сыном отправили в ссылку в город Малмыж Кировской области». Замечу: в этот самый Малмыж в 1941 г. «был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учёными, как языковед С. И. Бернштейн, математик М. А. Знаменский, психолог И. И. Арямов». Неплохая компания, да, жаль, Броневые с ними не пересеклись: им к этому времени «позволили вернуться» в столицу Украины. Поближе к гаммам.

Увы, недолго музыка играла: «Киев бомбили, нам объявили...» И «оборванца» с матерью «эвакуировали в Чимкент Казахской ССР, где Л. Броневой учился в средней школе». А в 22 года сын врага народа уже окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского и начал играть в театрах. Более того, в 1953 году стал студентом третьего курса московской Школы-студии (вуза) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова. По окончании которого десятилетиями блистал на сценах Московского драматического театра на Малой Бронной и «Ленкома».

Впечатляет и отнюдь не убогое количество наград: Заслуженный артист РСФСР (1971), Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976), Народный артист РСФСР (1979), Народный артист СССР (1987). Об орденах и медалях уже не говорю.

А теперь вернемся к фразе «Отец мой одним из самых жестоких следователей киевского ОГПУ был, садистски людей допрашивал, деньги и показания выбивал». И добавим: дядя «голоштанника» Александр Иосифович Броневой – тоже трудился в ГПУ