Литвек - электронная библиотека >> Николай Михайлович Сухомозский >> Публицистика >> Щупальцы спрута

Щупальца спрута

Вексельберг – «хРЕНОВА»я перспектива Украины


В национальных СМИ бушует торнадо: настолько активно обсуждается попытка возвращения государству Никопольского завода ферросплавов. Вопрос у всех один: удастся – не удастся? Право, если бы я держал букмекерскую контору, начал бы принимать ставки. Безусловно, так как В. Пинчук на ферросплавах не обогатился бы, но полновесная копейка, вне всякого сомнения, в кармане зазвенела бы.

Увы, мало кто из акул пера заглядывает дальше: а что будет, если, паче чаяния, зять экс-президента процесс выиграет и продаст, как уже официально объявил, стратегическое предприятие Украины россиянам? Среди которых первым в списке значится владелец «путаного» холдинга «Ренова» В. Вексельберг. Примечательный факт: на принадлежащий ему Уральский алюминиевый завод уже ездила профсоюзная делегация НЗФ – и по возвращении хорошо поставленным (интересно кем?) голосом пела оды вкупе с дифирамбами вышеозначенному олигарху. Которого даже на родине считают записным беспредельщиком и за бизнесом коего изначально тянется шлейф скандалов, включая международные. К сожалению, украшают эту стезю и трупы.

Кто же он – г-н Вексельберг? Ввиду того, что заокеанским примерам у нас почему-то верят больше, расскажем об одном таком – многолетней судебной тяжбе российских «ТНК-Альфа-Групп» (в связку входит и «Ренова») и канадской компании «Норекс петролеум Лимитед».


Часть I. Несгибаемую М. Олбрайт таки «нагнули»

В 1991 г. компания «NowscoR», «дочка» одного из крупнейших сервисных тяжеловесов мира «Nowsco Well Services Ltd.», вместе с российской «Черногорнефтью» создали ЗАО «Корпорация «Югранефть» (доли в уставном фонде соответственно 60% и 40%, срок аренды месторождения – до 2007 г.). Проект поддержало, что случается крайне редко, канадское правительство в лице премьер-министра Б. Малруни, обеспечив страховую гарантию в сумме $30 млн.

Три последующих знаковых события.

В 1993 г. все права «NowscoR» исключительно в рамках закона переходят к канадской же компании «Норекс петролеум Лимитед».

В 1994 г. пакет акций ОАО «Черногорнефть», принадлежащий государству, передается в управление НК «Сиданко».

В 1999 г. после независимого аудита, осуществленного известной компанией «МКПЦН», выясняется: один из уставных взносов «Черногорнефть» не внесла до настоящего времени. Дабы избежать претензий налоговых органов, количество акций задолжников сокращается на соответствующую сумму. Что благополучно и фиксирует Государственная регистрационная палата РФ.

С этого момента канадцы владеют 97,64% ценных бумаг корпорации. Однако даже не подозревают, что, к несчастью, попали в поле зрения Тюменской нефтяной компании (ТНК), совладельцем которой через «заднее крыльцо», как мы подчеркивали, является г-н Вексельберг, и их судьба уже решена.

Ход конем заключался в том, что ушлые россияне начали скупать долги «Черногорнефти». Причем только финансовой стороной дела не ограничивались – настаивали на передаче им кредиторских голосов. Кто упирался, шантажировали, угрожали (исключительно цивилизованный способ ведения бизнеса, не правда ли?). К примеру, вот что заявил газете «Moscow Times» президент компании «Гранат», также попавший под пресс коммерсантов с большой дороги:

– Нас вынуждали передать им доверенности на право голоса на собрании акционеров, откровенно «намекая» на потерю заказов и самого предприятия.

Получив желаемое, россияне – схема-то обкатанная! – добились решения о банкротстве нефтедобытчиков (?!) и, само собой, посадили в кресло внешнего управляющего своего человека. Дальше открывались безбрежные перспективы для привычного беспредела. Если бы сразу не три «но».

Первое и второе «но». В числе кредиторов оказались «неудобные» иностранцы – американский «Эксимбанк» и ЕБРР.

Третье «но». Среди акционеров параллельно разоряемой «Сиданко» также был зарубежный инвестор – «БП Амоко» (США).

Последний, не потерпев откровенного над собой надругательства, обратился в Верховный суд (Нью-Йорк). А узнав, что ТНК намеревается занять у «Эксимбанка» $0,6 млрд., еще и развернул активную кампанию в прессе по блокированию кредита. Протесты против чинимого беспредела зазвучали с такой силой, что в ситуацию вынуждена была вмешаться… государственный секретарь М. Олбрайт. В конце 1999-начале 2000 гг. она выступила с публичным (!) обращением: «В кредите желательно отказать… ввиду явно коррумпированного характера банкротства… «Черногорнефти» (выделено мной – авт.). Можно не сомневаться: к этому моменту у нее на руках уже имелись документы из ЦРУ, ведь голословных утверждений персоны такого ранга не делают. Увы, «железная леди-2» и не подозревала, насколько далеко протянулись щупальца российского «криминального» (цитирую г-жу Олбрайт) спрута. Ибо – невероятно, но факт! – события дальше развивались не по ее сценарию.

В России, грубо нарушая «Закон о банкротстве», дельцы начинают… погашать иностранные (поняв, что с ними лучше не связываться) долги. Перед ЕБРР $9 млн. …зачли местные власти. В свою очередь, по сути, обанкроченная «Черногорнефть» под гарантии всесильной ТНК получила кредит во «Внешторгбанке». И $17 млн. ушли на другую сторону океана. Что удивительно: «Эксимбанк» после непродолжительного размышления их депонировал. А вскоре россияне, вопреки официальному предостережению государственного секретаря США, получили… $0,6 млрд. кредита. Что позволило независимым экспертам, в первую очередь, зарубежным, расценить сумму в $17 млн., как закамуфлированную взятку президенту банка. Более чем пикантная деталь: после своей отставки в 2001 г. г-н Хармон благополучно становится… членом наблюдательного совета Тюменской нефтяной компании.

Все остальное было делом «национальной» техники. Внешние управляющие, не откладывая дела в долгий ящик, переориентировали нефтяные, в том числе и экспортные, потоки «Черногорнефти» в нужную трубу. Причем платили за дефицитное даже на мировых рынках углеводородное сырье по ценам втрое-вчетверо ниже средних рыночных. Не удивительно, что нефтедобывающее (!) предприятие очень скоро стало… неплатежеспособным. Официально объявили о банкротстве. И, несмотря на яростное сопротивление происходящему профильной Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, местные власти задуманное осуществили.

Sic! Внешний управляющий А. Горшков при оценочной стоимости активов «Черногорнефти» в $1 млрд. официально