Литвек - электронная библиотека >> Дж Дункан и др. >> Научная Фантастика и др. >> Всемирный следопыт, 1926 № 09 >> страница 39
каждому.


Всемирный следопыт, 1926 № 09. Иллюстрация № 42 АЛТАЕВ. Бунтари. Стр. 237. Цена 2 р. 25 коп. В этом романе автор показывает развитие движения декабристов, его корни, социальную среду, его породившую. Дворянский быт начала прошлого столетия, глухое брожение крестьянских масс, солдатские бунты — все это обрисовано опытной, умелой и знающей рукой. Наряду с отступлениями от художественной формы изложения к публицистике в романе имеются сильно написанные, убедительные по психологической правдивости места. Это делает «Бунтари» увлекательной и полезной книжкой.

ИЗ ЗАМЕТОК БИБЛИОТЕКАРЯ.

Мне хочется поделиться впечатлением, которое произвели на меня небольшие книжечки «Рабоче-крестьянской библиотеки» изд-ва «Земля и Фабрика».

Мы, библиотекари далеких провинций, не избалованы «новинками» и остро чувствуем в своей работе недостаток необходимых хороших (и дешевых) книг.

Рассказ Вольнова «Вася Пазухин», в котором автор, с одной стороны, рисует быт дореволюционной деревни и власть лавочника над ней, а с другой — тягу к знанию у крестьянина в темные годы бесправия и забитости, — можно рекомендовать и взрослому, и подростку: книжка интересно написана и удовлетворяет читателя.

Всемирный следопыт, 1926 № 09. Иллюстрация № 43 Рассказ Быстрова «Зверилы» прост, правдив и доступен каждому. Сколько разбросано таких «зверил», которые охотно воспринимают новое бодрое, — принесенное революцией, и которым приходится бороться с вековыми устоями «медвежьих углов»! Написано свежо и интересно.

Чрезвычайно ценна для библиотеки книжечка Бахметьева «Воскресенье», в которой автор, в беллетристической форме, от имени работницы-девушки рассказывает о рабочей жизни, о произволах в 1904 году и о событиях «Кровавого воскресенья» 1905 года.

Всемирный следопыт, 1926 № 09. Иллюстрация № 44 Рассказ Линнанкоски «Победитель водопадов», написанный о любви, об удали молодецкой, — дает в то же время представление о Финляндии, о ее суровой природе.

Рассказ Ал. Тверяка «Леший», — о том, как ребята под предводительством мальчика Тимошки решили об'явить лешему, жившему на болоте, «революцию» и свергнуть его, чтоб он не таскал отбившуюся от стада скотину, — может быть использован для читки вслух. Картинка «в ночном», страхи ребят и в то же время отвага, — переданы живо и художественно. Язык простой, понятный, — рассказ заинтересует и взрослого и юного читателя.

Всемирный следопыт, 1926 № 09. Иллюстрация № 45 Каждая из этих книг найдет своего читателя, — поэтому необходимо продвинуть эту серию книг в возможно большее количество библиотек, тем более, что цена книжек невысокая (10–12 коп.), и даже при минимальных средствах — каждая библиотека может приобрести несколько десятков таких книжечек.

Изданы все они очень хорошо, обложки выполнены художественно, — можно только пожелать этой библиотечке самого широкого распространения, а библиотечным работникам — самого широкого ознакомления с ней и использования ее.

Е. Б.

«СТЕКЛЯННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

…— И что же этот доктор? — спросил Цезарий отца.

— Этот доктор Барыка выписал из Америки какую-то необыкновенную машину, которая одним взмахом вынимала и откладывала в сторону девятиметровые пласты торфа: в час столько, сколько сто рабочих в течение недели.

— Вот так знатная машина!

— Ты не веришь? А вот увидишь. Чего только не бывает на свете! Еще до этого он купил землю. Местность, которую Барыка приобрел, расположенная на мысе, выступавшем в море, была некогда дном какой-то доисторической реки, так как за прибрежными наносами тянулась узкая полоса торфяных болот. Торф лежал там слоем в девять метров, а под торфом был песок, такой, как в приморских дюнах, только старше наносного на несколько десятков или сотен веков, кто его знает… Наш кузен Барыка продавал на топливо высушенный в специальных сушильнях торф, а в громадном торфянике продолжал углублять канал, шедший полукругом в девять метров глубиною и более десяти шириною, повернутый открытой стороной к морю и соединявшийся с ним. Обе стороны канала он обложил временно деревом, а потом стеклом.

— Любопытный канал. Что же дальше?

— Весь этот канал лежит ниже уровня моря, ниже даже дна его у берегов, где от постоянно выбрасываемого песку уровень его поднялся. Затея Барыки возникла в результате изучения моря в этой его части: наш однофамилец произвел тщательное обследование моря, в особенности же известного большого прибрежного течения, направляющегося из океана через Зунд, Каттегат и Скагеррак на восток. Левый рукав канала Барыка поставил под это западное течение и пустил громадную водяную силу внутрь его: впускал в один конец канала, а из другого выпускал. На берегу канала он построил заводы, приводимые в действие посредством турбин. Это был в сущности один громадный стеклянный завод. С этого и началась новая цивилизация.

— Это на мой взгляд какая-то хрупкая и легко бьющаяся цивилизация.

— Наоборот. Самая прочная в этой юдоли из железа и бетона.

— Стекло легко бьется.

— Не такое стекло. Барыка вырабатывает бревенчатое стекло. Благодаря бесплатно получаемой от западного течения энергии, он имеет неимоверное количество электрического тока и плавит прибрежный песок.

— Это его секрет?

— Секрет. Из громадной расплавленной массы он вынимал готовые бревна, плоскости, клинья, замковые камни свода, отлитые по данным архитектурного плана. Целый стеклянный одноэтажный дом с плотно прилаженными стенами из бревен, которые складываются «венцом», он дает покупателю в готовом виде. В деревенских домах этого типа — нет печей. Горячая вода проходит зимою вдоль стен каждой комнаты по трубам. Под потолком работают стеклянные вентиляторы, нормируя количество тепла и беспрестанно вводя внутрь свежий воздух.

— Должно быть летом в таком домике ничуть не прохладнее, чем на рынке в Баку во время каникул!

— Ошибаешься, неверный. По тем же внутренним трубам летом проходит холодная вода вокруг каждой комнаты. Она охлаждает стены, вследствие чего в таком домике во время самого сильното зноя так же прохладно, как в подвале, но без его сырости и гнилостного запаха. Этой же водою постоянно омываются стеклянные полы, стены и потолки для поддерживания прохлады и чистоты.

— Какие-то стеклянные шкапчики, а не человеческие квартиры!

— Настоящие стеклянные шкапчики. Польский крестьянин, —