Литвек - электронная библиотека >> Тарьей Весос >> Современная проза >> Ледяной замок >> страница 29
скоро подойдут.

— Да, — отозвалась Сисс.

— Что с тобой?

Сисс нервничала, она сама не узнавала себя. Вот рядом стоит вроде бы незнакомая девочка. Ее ровесница. Мы с ней вместе посмотримся в зеркало, вдруг пришло ей в голову. «Что с тобой?»— спросила она. Задала этот вопрос именно в то мгновение, когда ты растерянна и словно околдована, потому что сейчас снова происходит то, что уже было.

— Со мной… — сказала Сисс и замолкла.

Другая ждала продолжения.

Сисс начала снова:

— Видишь ли, многое ведь невозможно…

— Да, Сисс.

Казалось бы, ничего не значащие слова. Да, Сисс. Но они дошли прямо до сердца. Мы с ней должны подружиться.

Вдруг будто тень легла между ними. Сисс вздрогнула и сказала не задумываясь:

— Но ты не приходи ко мне!

— Что?

— А я не приду к тебе!

— Что?

— Иначе все будет как прежде, — исступленно произнесла Сисс.

Другая девочка крепко обхватила ее.

— Не уходи опять от нас — мы с тобой. Не уходи от нас.

Сисс не слышала слов. Чувствовала лишь блаженное объятие.

— Ты меня слушаешь?

— Да, — ответила Сисс.

Сильная девочка разжала объятие. Хватит, решила она. Сисс отвернулась, потянулась за веткой и стала обрывать почки. За рощей послышался гомон голосов, и обе почувствовали облегчение — несмотря ни на что.

Строгая девочка быстро проговорила:

— Наконец они подходят. Я рада, что…

— Я тоже.

Подошедшие радостно обступили их.

— Привет, Сисс.

— Привет.

Из замысла Сисс встретить каждого поодиночке ничего не вышло. Из-за девочки-вожака. Подошли последние, и все тронулись в путь.


Молчаливая девочка больше ничего не говорила, она смешалась с группой. Впереди шел один из мальчиков. Сисс, сама того не замечая, через некоторое время оказалась рядом с ним. Это он в тот злосчастный день так ласково трогал ее сапогом. С того самого дня: он стал одним из вожаков. Он еще не раз подходил к ней, но то, что было в «день с сапогом», не повторилось.

Чтобы не молчать, он спросил:

— Ведь это ты знаешь самый короткий путь?

— Да, — односложно ответила она.

— Часто туда ходила?

— Нет, — смущенно и сухо сказала она.

Сисс приотстала.

Как я веду себя сегодня?

Через лес шли нестройно. Расходились, собирались снова.

Со стыдом Сисс наблюдала, как они стараются сделать ее центром компании. Но это не было ей в тягость. Строгая девочка держалась совсем в тени, не пользуясь своей властью вожака. Другие часто подходили к Сисс, перекидывались с ней несколькими словами: им хотелось показать, что они тоже участвуют в этом торжественном походе.

Все вели себя тихо. Если кто-нибудь и начинал шуметь, его останавливали — укором ему было недовольное молчание, и он это сразу понимал. Они все сознавали, что поход их посвящен памяти Унн.

Все также понимали, что для Сисс ледяной замок — нечто особенное. Недаром же она пожелала, чтобы они пошли с ней. Они принимали это как должное, и поэтому у них было чувство, словно они совершают некий обряд, а не просто идут на прогулку.

Они подошли к первой долине.

Путь их лежал через несколько небольших долин. Солнце уже набрало силу, нагрело вереск и блеклую прошлогоднюю траву. Запах напоминал им о радостном утре в раннем-раннем детстве, но сейчас он ложился на душу тревожным грузом. Впереди была неизвестность, и запах как-то настраивал на беспокойный лад. Они совершали обряд, но тихо трубили трубачи, и от этого пестрило в глазах.

Они держали Сисс в середине. Если она пыталась отойти в сторону, вокруг нее снова замыкалось кольцо. Она смотрела на решительную и молчаливую девочку-вожака и думала: зачем вы это?

Первая долина. Оттуда путь лежал по склону, а там с гребня — они это знали — вдалеке покажется водопад. Поэтому они стали торопливо подниматься.

Так оно и оказалось. Вдали забелел огромный ледяной замок, обрамленный темной весенней землей. Большой паводок еще не разрушил его.

Сисс почувствовала на себе взгляд.

— Может быть, передохнем здесь немножко? — спросила она.

Она не устала, да и никому из этих крепких детей отдых не требовался, но они посидели немного, глядя на замок и водопад.

Все шло хорошо? Мальчик, из тех, что шагали впереди, подошел к ней и вполголоса спросил:

— Пойдем обратно?

Сисс вздрогнула.

— Что? Обратно?

Неужели он разгадал ее мысли? Действительно ей хочется избежать встречи с чем-то. С чем же? Что ее страшит? Она и сама не знает.

— Почему вдруг? Мы не собираемся идти обратно.

— Ладно, — сказал он, — тогда пойдем дальше.

— Хорошо.

Скованность еще не прошла, все двигались, как прежде, под впечатлением необычности их похода. Небольшая цепочка детей спустилась по крутому склону во вторую долину. Дали сразу скрылись.

Мы идем ради Сисс.

Они шли тихо и молча. Тот, кто привык видеть их на школьном дворе, не поверил бы, что это те же самые дети.


Теперь уже скоро…

Что скоро?

Когда они спустились во вторую долину, Сисс охватило волнение. Она ощутила, что ее ждет впереди. Это ожидающее ее неизбежно, она уже охвачена им, и ей это по душе.

Волнуясь, она сама объяснила себе, что с ней происходит:

Я возвращаюсь к ним.


В этой долине тоже протекал ручей. Они перескочили через него. Останавливаться не стали: торопились подняться по другому склону туда, откуда снова — и уже ближе — откроется цель их похода.

Им хотелось идти торжественно, но они так спешили, что почти перешли на бег в верхней части склона, будто боясь, что замок рухнет до того, как они выйдут к нему. То был нервный бег.

Вот до них донесся гул водопада. Здесь, ниже гребня, он был еще негромким, звук как бы огибал кряж и тек вниз, им навстречу.

С гребня уже по-настоящему открылся белеющий замок — громадный и по-прежнему далекий. Он был из другого мира, но открывался им на короткий миг. Он высился перед Сисс.

Дети все время наблюдали за Сисс. Вид замка потряс всех. Девочка-вожак подошла к Сисс и тихо спросила:

— Хочешь, пойдем назад?

Они, видно, были убеждены, что ей страшно. Этот вопрос ей задавали уже второй раз.

— Нет, почему вдруг?

— Не знаю, у тебя такое странное лицо.

— Тебе показалось. А всем хочется туда.

— Но это твой поход, ты же знаешь.

— Да, — согласилась Сисс.

— Поэтому-то мы и готовы пойти отсюда обратно. А вид у тебя такой, как будто тебе не хочется туда идти.

— Да нет, это вам показалось.

Сисс растерянно посмотрела на вожака — волевую, разумную девочку, которая и не догадывалась о том, какие воспоминания у Сисс связаны с ледяным замком.

— Ну, как хочешь.

Девочка повернулась к остальным и сказала:

— Идем, не