Литвек - электронная библиотека >> Владас Гришкевичус и др. >> Психология >> Рациональное животное. Как эволюция повлияла на развитие мозга >> страница 3
соображениями, хотя и не осознавая их.

В главе 8 («Гендерная экономика: мужская и женская») мы пытаемся глубже рассмотреть, как различаются су б личности у мужчин и женщин, и понять, почему в одних сообществах мужчины тратят доход, полученный за несколько лет, чтобы добиться благосклонности женщины, а в других — семья женщины выплачивает огромное приданое, чтобы купить ей партнерство мужчины.

В главе 9 («Паразиты в охоте за нашей глубинной рациональностью») мы исследуем мрачную сторону проблемы, а именно — как наши в обычных условиях устойчивые рациональные мотивы открывают нас для эксплуатации умными паразитами современного мира, многие из которых прячутся за респектабельными деловыми костюмами и приятными улыбками.

Ваши гиды
Вашими гидами в этом путешествии будут Дуглас Кенрик и Влад Гришкевичус. В определенном отношении весьма удивительно, что мы оба оказались в одной лодке. Дуглас вырос в неблагополучном районе Нью-Йорка и, казалось, был обречен на то, чтобы присоединиться к своим родственникам-мужчинам в государственной тюрьме Синг-Синг.

Влад родился в Литве в те времена, когда она еще была частью Советского Союза, в том регионе, который с большей вероятностью производил картофелеводов, чем университетских профессоров. Дуглас сумел избежать криминальной жизни и вместо этого стал эволюционным психологом, который провел сотни научных исследований по темам, варьирующимся от секса и убийства до любви и альтруизма.

Влад выскользнул из-за железного занавеса и после того, как насладился прелестями жевательной резинки со вкусом арбуза, отправился изучать экономику и социальную психологию среди капиталистов. В настоящее время он — профессор маркетинга, занимается исследованиями и читает лекции по поведению потребителя, рекламе и принятию решений. У нас был один и тот же блестящий наставник — Боб Чалдини, также мы сотрудничали с группой очень талантливых коллег, многие из которых внесли значительный вклад в ту научную революцию, которая описана в этой книге.

Суть большинства открытий, которые мы упомянем, ранее излагалась в научных журналах, а некоторые широко освещались в прессе. Однако ученым только предстоит создать большое полотно, объединяющее наши открытия и открытия коллег с работами других психологов, экономистов, специалистов по процессу принятия решений и антропологов.

В данной книге мы пытаемся представить вам широкую красочную картину, показывающую, почему близкое знакомство с внутренними составляющими человека как рационального животного имеет такую важность для капитанов бизнеса и рабочей массы, ученых-экономистов и их коллег, действующих в реальном бизнесе, политиков и их избирателей, учителей и тех из нас, кто еще многому должен научиться.

Глава 1. Рациональность, иррациональность и погибшие члены клана Кеннеди

Джозеф Патрик Кеннеди был блестящим образцом рационально мыслящего экономиста. В возрасте 25 лет он стал самым молодым в Америке президентом банка и как-то заявил газетному репортеру: «Я хочу стать миллионером к 35 годам». В 1915 году это было трудноосуществимым желанием. Тогда средний годовой доход едва достигал $ 1 тыс., а буханка хлеба стоила девять центов. Однако Кеннеди успешно продвигался к намеченной высокой цели, став игроком на Уолл-стрит, и в 1922 году в ходе одной только сделки получил прибыль в $650 тыс. Кеннеди продолжало везти, даже когда фондовый рынок рухнул (банкир успел вовремя продать свои активы). Безупречная интуиция Кеннеди вновь сработала в 1933 году: он организовал выгодный контракт с компанией по производству виски «Дьюаре» для импорта спиртного в США — как раз накануне отмены сухого закона.

А когда начала быстро развиваться киноиндустрия Голливуда, Кеннеди с партнерами создал студию «РКО Пикчерс»[3] стоимостью более $80 млн.

Джо Кеннеди демонстрировал также рациональную заботу о своей личной жизни. Когда бюджет картины с участием кинозвезды Глории Суонсон, с которой у него был роман, превысил лимиты, он бросил актрису, оставив ее расплачиваться с долгами. Позднее Кеннеди переключил амбиции с денег на политику, став американским послом в Великобритании и ведя интриги, с тем чтобы сделать своего старшего сына президентом США.

Но удача, улыбавшаяся этому ирландцу, не сопровождала жизненный путь его потомков. Обворожительный Джозеф, старший сын, который, как надеялся Кеннеди, мог стать президентом США, погиб в возрасте 29 лет в ходе бомбардировочного полета во время Второй мировой войны. Казалось, что красивая дочь Кэтлин вступила в замечательную жизнь, после того как вышла замуж за Уильяма Кавендиша, наследника герцога Девонширского. Но она стала вдовой спустя всего четыре месяца после свадьбы — Кавендиш был убит в бою. Сама Кэтлин погибла в 1948 году в авиакатастрофе. Второй сын Джо, Джон, избранный президентом, был убит во время знаменитого покушения 22 ноября 1963 года. Третьего сына Джо Кеннеди, Роберта, застрелили в ходе его президентской избирательной кампании в 1968 году. Младший сын, Тедди, едва избежал гибели, когда на скорости съехал в реку с моста Чаппакиддик, причем его пассажирка Мэри Джо Копечне погибла.

Дела у следующего поколения клана Кеннеди обстояли еще хуже. Внук Джозефа Кеннеди, Дэвид, умер от передозировки наркотиков в гостиничном номере в Майами. Брат Дэвида, Майкл, погиб в 1999 году, катаясь на горных лыжах. Джон Ф. Кеннеди-младший, поразительно красивый сын бывшего президента, нашел трагический конец в холодных ночных водах залива неподалеку от Лонг-Айленда, когда пилотируемый им самолет потерпел крушение. В данном месте нашего повествования вы должны были бы расслышать в отдалении грустную органную музыку. Этих событий хватило для того, чтобы один из бывших главных редакторов «Нью-Йорк Таймс» написал книгу «Проклятие клана Кеннеди».

Как же так могло произойти, что Джо Кеннеди в течение всей своей жизни принимал правильные решения, а его потомков словно затягивало в омут неудачных выборов? Тайна клана Кеннеди ярко иллюстрирует гораздо более широкий вопрос: и все-таки решения людей являются рациональными или иррациональными? Мнения экспертов по этой проблеме диаметрально расходятся. Некоторые утверждают, что наши решения в абсолютном большинстве рациональные. Другие считают, что решения человека зачастую являются иррациональными, а иногда даже трагически глупыми.

В этой книге мы предлагаем третью точку зрения, которая базируется на научных открытиях, проводящих связь между поведением человека и других представителей животного