Литвек - электронная библиотека >> Василий Яковлевич Ельмеев >> Экономика и др. >> СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ТРУДА: Общие основы политической экономии

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ТРУДА: Общие основы политической экономии

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ТРУДА: Общие основы политической экономии. Иллюстрация № 1

ИЗДАТЕЛЬСТВО С. -ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2007

ББК 65.01 Е56

Рецензенты: д-р экон. наук В. Н. Волович (С. -Петерб. гос. горный ин-т (технич. ун-т) им.

Г. В. Плеханова); д-р филос. наук В. Г. Смольков (Академия труда и социальных отношений)

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета факультета социологии

С. -Петербургского государственного университета

Ельмеев В. Я.

Е56 Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2007. — 576 с.

ISBN 978-5-288-04337-6

В книге исследуются общие основания политической экономии как науки в ее широком смысле, применимые ко всем обществам, что до сих пор остается невыполненной теоретической задачей.

В качестве указанного общего основания представлена теория человеческого труда, составляющего действительный фундамент жизни общества. Соответственно, политическая экономия предстает как социальная экономия труда, призванная в конечном счете заменить политическую экономию капитала и ее стоимостную основу, характерную для одной общественно-экономической формации.

Вместо стоимостной парадигмы в качестве новой парадигмы экономической науки вводится трудовая теория потребительной стоимости, формулируется закон движения потребительной стоимости, выявляются его формы.

Для специалистов в области социальной и экономической теории, преподавателей и студентов факультетов социологии гуманитарных и экономических вузов, а также для всех интересующихся поисками новых экономик.

ББК 65.01

© В. Я. Ельмеев, 2007

(с) Издательство

ISBN 978-5-288-04337-6

С. - Петербургского университета, 2007

Научное издание

Василий Яковлевич Ельмеев

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ТРУДА (общие основы политической экономии)

Художественный редактор Е. И. Егорова Обложка художника Е. А. Соловьевой Технический редактор А. В. Тепаева

Корректор В. Р. Фатеева

Компьютерная верстка А. М. Вейшторт

Подписано в печать 07.06.2007. Формат 70x100 1/16- Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 46,44. Уч. -изд. л. 54,66. Тираж 1000 экз. Заказ №292 Издательство СПбГУ. 199004, С. -Петербург, В. О., 6-я линия, 11/21 Тел. (812) 328-96-17; факс (812) 328-44-22 E-mail: editor@unipress.ru www.unipress.ru

По вопросам реализации обращаться по адресу:

С. -Петербург, В. О., 6-я линия, д. 11/21, к. 21 Телефоны: 328-77-63, 325-31-76 E-mail: post@unipress.ru

Типография Издательства СПбГУ.

199061, С. -Петербург, Средний пр., 41


«Но предстояла еще более значительная победа политической экономии труда над политической экономией капитала».

(Учредительный манифест Международного товарищества рабочих).

ПРЕДИСЛОВИЕ

После долгих размышлений пришлось остановиться на названии книги «Социальная экономия труда (общие основы политической экономии)». На такого рода раздвоение названия пришлось пойти, с одной стороны, для того, чтобы защитить политическую экономию, с другой — показать, что она вовсе не сводится к учению о политике государства в экономике. Наука, изучающая экономику и соответствующая первоначальному значению понятия «экономия», имела дело с «социальной экономией». Не случайно классики, в частности К. Маркс, политическую экономию связывали с изучением общественного строя производства, с общественными (производственными) отношениями, складывающимися между людьми в процессе их трудовой деятельности. Аристотель, когда называл человека существом политическим, имел в виду, как показал знаток греческой древности К. Маркс, общественную сущность человека, т. е. то, что «человек по своей природе есть гражданин городской республики» {1}, полиса, от деятельности которого берет начало понятие «политика». Видимо, именно это послужило поводом А. Монкретьену утвердить за наукой об экономике название «политическая экономия».

Но главное не в этом. Для Аристотеля «экономия» была противоположностью «хрема- тистики», которую он осуждал, видя в ней «искусство делать деньги». «Экономия» же имеет дело с истинным богатством, с приобретением благ, необходимых для жизни и полезных для домохозяйства и полиса, т. е. с потребительными стоимостями {2}. К. Маркс, используя аристотелевскую «хрематистику» для характеристики капитала, замечал, что Аристотель исходит из «экономии», поскольку последняя ограничивается приобретением нужных для жизни благ. Что же касается «хрематистики», то она, подобно капиталу, не знает границ для богатства и собственности, делает накопление денег и их обращение самоцелью. Вся она построена на деньгах, ибо деньги суть начало и конец этого рода обмена, а абсолютное обогащение — его цель {3}.

Из сказанного следует одно важное обстоятельство: политическая экономия («полисная экономия» с самого начала имела своим объектом изучения труд, искусство приобретательства необходимых для жизни благ посредством трудовой деятельности. У Аристотеля в обмене решающую роль играет потребительная стоимость и труд, производящий потребительные стоимости, а не труд, выраженный в стоимости. У него еще не было понятия стоимости. Следовательно, можно сказать, что политэкономия в своем начале была политической экономией труда. Трудовая теория сохраняет значение основы и для классической политической экономии, сумевшей свести стоимость к общественно необходимому труду. Вне труда нет научной политической экономии.

Чтобы избежать излишней политизации экономической науки, не подгонять политическую экономию под учение о государственном хозяйстве или под институционализм, вполне допустимо название «Социальная экономия». Многие экономисты так и назвали свои работы (Л. Вальрас «Этюды общественной экономики», Ф. Визер «Основы социальной экономии», Г. Кассель «Теория социальной экономии»). В России недавно открыли Институт социальной экономики.

Для тех, кто не сводил политическую экономию к технологии производства или рыночному товарообмену (маркетингу), а трактовал ее как учение об общественных отношениях людей по производству, об отношениях собственности, межклассовых отношениях и т. п., замена политической экономии на «социальную экономию» не имеет смысла. Если же отказываются от классической политэкономии в ее социальном смысле, то приходится придумывать иные названия — начиная от «Принципов Экономикса» А. Маршала и кончая современными «Макро» и «Микро» экономиками, т. е. экономиксом, отрицающим политическую экономию.

Есть и другая, более важная причина настаивать на