Литвек - электронная библиотека >> Г Бондарь и др. >> Современная проза и др. >> Библиотечка «Красной звезды» № 1 (517) - Морские истории >> страница 15
через другой корабль… И командир решил, что история не стоит тех затрат времени, которое уйдет на распутывание.

Но даже когда передают семафор по линии, все-таки следует выявлять истинного виновника ошибок. В этом убедился другой командир.

В один из дней после обеда была намечена командирская учеба. На этом корабле, о котором речь, только что держал флаг командир соединения. Поэтому, когда командиру принесли семафор: «…На учебу захватите с собой ящик с сигаретами. Комбриг», — командир не очень удивился. Видимо, комбриг забыл на корабле какие-нибудь сигареты.

Старпом на вопрос командира о сигаретах только пожал плечами. Вызвали помощника по снабжению. Тот ничего не знал.

— Нужно осмотреть флагманскую каюту, — вмешался в поиск замполит.

Но и осмотр каюты ничего не дал.

Командир уже начал было нервничать: что делать? Может быть, это какие-то особые сигареты? Время близилось к обеду, и командир решился: «Комбригу. Ваш семафор неясен. У кого ящик с сигаретами, который нужно доставить на учебу?..».

Наконец приходит по линии кораблей ответ: «Ком. ЭМ. Что вам неясно? На столе во флагманской каюте ящик с сигаретами. Захватите с собой на учебу. Комбриг».

Командир идет во флагманскую каюту. На столе — чуть прикрытая газетами огромная готовальня, а в ней — пластмассовые модельки кораблей, которые комбриг называет силуэтами. Их используют для наглядного показа и объяснения маневрирования кораблей. «Как же я сразу не догадался?» — выругал себя командир и поспешил на катер.

Интересно, что семафор передавали дважды, но силуэты так и остались более понятными для матросов сигаретами.

Переговоры между кораблями с помощью сигнальных прожекторов тоже называются семафором. Ночью, пожалуй, это одно из основных средств надежной визуальной связи. Наиболее часто им пользуются береговые посты. Сигнальщики береговых наблюдательных постов для поддержания высокого уровня своей подготовки используют каждую возможность, чтобы потренироваться с проходящими мимо кораблями. Когда в адрес кораблей нет никаких приказаний от старших начальников, то сигнальщики передают учебные семафоры.

Вскоре после войны эскадренный миноносец зашел в порт и стал на рейд. Корабль должен был выполнять задачу, которую поставит старший морской начальник в базе.

В полночь с берегового поста наблюдения и связи на корабль поступил семафор: «Ком. ЭМ. Срочно выйти в квадрат №… произвести поиск подводной лодки. Результаты доложить. Старморнач».

На флоте «бабочек не ловят» — лишних вопросов не задают, особенно если все ясно. Корабль экстренно снялся с якоря и вышел в район. Целую ночь эсминец производил поиск подводной лодки в районе и, конечно, ничего не обнаружил. Утром командир корабля послал доклад старшему морскому начальнику через другой пост, доложив, что район обследован и подводная лодка не обнаружена. Прошу, мол, указать: что делать дальше?

Очень быстро пришел ответ: старморнач запрашивал, кто приказал вести поиск лодки в этом квадрате. Командир с удивлением ответил, что приказание пришло за подписью старморнача базы, через пост мичмана А. Матвеева. После этого было приказано эсминцу возвратиться в базу.

Разбор этого происшествия показал, что начальник поста в порту мичман А. Матвеев, недавно назначенный на эту должность, решил потренировать подчиненных. И для солидности дал им серьезный текст, забыв предварить его словом «учебно».

С каждым годом радиотелефоны, другая современная техника все более теснят визуальную связь. Но семафор имеет ряд существенных достоинств и потому вряд ли скоро отомрет.

Контр-адмирал в отставке Г. Бондарь

А. Косов

«Тельняшка»
Библиотечка «Красной звезды» № 1 (517) - Морские истории. Иллюстрация № 20

События эти произошли более десяти лет назад. Но до сих пор удивляет меня стечение обстоятельств. Вроде бы случайное. Но недаром говорят философы, что случайность есть неосознанная закономерность. В жизни же люди считают, что им просто не везет (если обстоятельства неприятные), и наоборот, везет (когда все подряд складывается хорошо вопреки ожиданиям).

Попавший в «темную» или «светлую» полосу жизни человек порой теряется или просто не очень задумывается о том, что с ним происходит. Хорошо еще, если невезение чередуется с везением, и жизнь проходит как бы в полоску, или, как моряки говорят, «в тельняшку». А если невезение затягивается?

Вот об одной из полос в жизни экипажа большого противолодочного корабля, которым я тогда командовал, связанной с постигшим нас удивительным нагромождением событий, и хотелось бы рассказать.

Корабль работал с подводной лодкой. Дело было зимой. Корабельный противолодочный расчет и весь остальной личный состав боевых смен уже вторые сутки работал уверенно, хотя подводная лодка «противника» оставляла на картах и планшетах замысловатые линии.

— Фигурное катание, — сказал по этому поводу старший помощник командира корабля капитан 3 ранга Е. Здесенко.

Наносил же эти замысловатые линии на планшет штурман корабля старший лейтенант В. Борисов. В течение ночной вахты он периодически спускался в штурманскую рубку, чтобы определить место корабля по приборам и нанести его на планшет в ходовой рубке.

Окинув взглядом длинную «простыню» миллиметровки с результатами своей работы за ночную вахту, штурман заметил:

— Не очень хорошо, когда все хорошо. Как бы не помешало нам что-нибудь.

Эти слова как электрическим током встряхнули командира электромеханической боевой части капитан-лейтенанта Е. Солопова, поднявшегося на мостик разведать обстановку, переброситься несколькими словами с сослуживцами. Офицер тут же исчез и из поста энергетики и живучести (ПЭЖ) не уходил всю ночь.

Заканчивалась вахта, когда во втором эшелоне появилась повышенная соленость котельной воды. Вчера она была еще незначительной. Зная, что работа с подводной лодкой идет нормально, капитан-лейтенант Солопов решил не портить настроение командиру корабля докладом об этом. Периодически в котлы начали добавлять котельную воду из цистерны, сбивая тем самым повышенную соленость.

Утром вахта очередной раз взяла пробы воды. Оценив обстановку, ПЭЖ пришел к заключению, что запущенные испарители расход котельной воды не восполняют, запасы ее неуклонно снижаются. Надо докладывать командиру. Пришлось снова идти в ходовую рубку.

В ходовой инженер-механик вначале подошел к столу штурмана. Как бы между прочим спросил:

— Пахать-то скоро