Литвек - электронная библиотека >> Гарри Гаррисон >> Научная Фантастика >> Миры Гарри Гаррисона. Том 09

Миры Гарри Гаррисона Том 09 «К ЗВЕЗДАМ»

Гарри Гаррисон. «К ЗВЕЗДАМ»:

-. Дóма

-. На колесах

-. Возвращение

В 9-й томе собрания сочинений Г. Гаррисона представлена трилогия «К звездам»: «Дóма», «На колесах» и «Возвращение».

Близкое будущее. В этом мире забыли слово «демократия». Земля — промышленный гигант, а остальные планеты — сырьевые и пищевые придатки, работающие круглый год, чтобы прокормить Землю, и полностью зависимые от нее в плане оборудования и топлива. Общество разделено на два класса: немногочисленная элита и прóлы, серое большинство, которые за похлёбку будут работать круглые сутки. Единственное государство, где существует равенство и демократия — это маленький, но гордый Израиль, который и является центром сопротивления.

Ян Кулозик — инженер, представитель правящего класса, элита — однажды узнает подлинную историю Земли, понимает не совершенство сложившегося порядка и, добровольно отказавшись от всех благ, вступает в подполье. Тяжелую долю выбрал он себе, ведь его ждет потеря работы, разлад в семье, смерть любимой, ссылка на каторгу и иного других событий, наполненный опасностью и приключениями. Но ни что не может сломить дух истинного подпольщика, который ради светлого будущего пойдет на всё.


Миры Гарри Гаррисона. Том 09. Иллюстрация № 1
Миры Гарри Гаррисона. Том 09. Иллюстрация № 2
Миры Гарри Гаррисона. Том 09. Иллюстрация № 3
Миры Гарри Гаррисона. Том 09. Иллюстрация № 4

Гарри Гаррисон Дóма

Harry Harrison. «Homeworld»

Другие названия: Родина; Дóма; На Земле

Роман, 1980 год; цикл «К звездам»

Перевод на русский: Г. Швейник

В этой истории пост-двадцатого столетия Земли человечество восстановилось от бедствия нанесенного Расточителями, которые израсходовали резервы топлива, ископаемых и перенаселили планету. Всесильная олигархия, которая вела людей через плохие времена, удержала свои мощные позиции. Население Британии разделяется на два класса, исполнительный класс и класс безработных, составляющих 90% населения и живущих в нищете, пока верхушка купается в роскоши.

Ян Кулозик — инженер из верхнего класса. Спасенный во время катастрофы корабля израильским шпионом, он узнает об Израиле — единственном остающимся демократическим государстве, где все люди равны. Он начинает сомневаться относительно своей роли «руководителя рабов».

Глава 1

— Это же просто безобразие! Какая-то чудовищная помесь старых труб, изношенных векселей — и новейшей электронной технологии. Ваш завод давно пора взорвать и построить заново.

— Ну не так уж плохо все, ваша честь. Право слово, не так уж все плохо… — Рэдклиф потер кулаком покрасневший нос и виновато глянул на инженера, стоявшего рядом: на руке остались мокрые полосы. Но тот вроде ничего не заметил. Рэдклиф потихоньку вытер руку о штанину. — Ведь работает… Мы выпускаем прекрасный спирт…

— Работает — но на последнем издыхании. — Ян Кулозик устал, и в голосе его звучали резкие нотки. — Все сальники надо немедленно заменить, иначе все взорвется и без моей помощи. Гляньте, как течет, — лужи на полу!..

— Сейчас все будет убрано, ваша честь. Подотрем и…

— Да не о том речь. Прежде всего устраните утечки. Сделайте все, как положено. Это приказ.

— Как вы скажете, так и сделаем.

Рэдклиф покорно склонил голову; его трясло мелкой дрожью. Глядя на эту лысеющую голову с россыпью перхоти в жирных волосах, Ян не испытывал ничего, кроме отвращения. Эти люди никогда ничему не учатся.

Мало того, что они сами думать не умеют: даже получив четкие распоряжения — все равно ухитряются все перепутать. Этот менеджер работает так же скверно, как вся здешняя коллекция допотопных перегонных кубов, ферментационных ванн и ржавых труб, вкупе составляющих завод по производству растительного горючего. Устанавливать здесь автоматику — пустая трата времени!

В холодном зимнем свете, проникавшем сквозь высокие окна, едва проглядывали темные контуры агрегатов; только желтые лужи на полу выделялись яркими пятнами. На освещенное место вышел, шаркая, кто-то из рабочих; остановился, начал шарить в карманах… Это привлекло внимание Яна.

— Эй, ты там! Стой!

Неожиданный окрик испугал рабочего, не подозревавшего, что инженер в цехе. Он выронил спичку — даже не успев прикурить, — и та упала в лужу у его ног. Взметнулось голубое пламя.

Бросившись к огнетушителю, Ян резко отпихнул рабочего в сторону, сорвал баллон со стены и кинулся назад к горящему человеку, на бегу сбивая клапан. Рабочий ошалело топтался возле лужи пылающего спирта, еще больше раздувая пламя.

Огнетушитель закашлял пеной — Ян перевернул его и направил вниз. Пламя тотчас же погасло, но брюки на рабочем еще тлели. Ян хлестнул струей пены по его ногам, а потом — в приступе бешенства — и выше: по животу, по груди, по лицу, закутывая стоявшего перед ним человека в белое одеяло с ног до головы.

— Идиот! Какой же ты идиот! — Ян закрыл клапан и швырнул огнетушитель на пол. Рабочий тяжело дышал и протирал глаза. — Ты же знаешь, что курить здесь запрещено. Тебе наверняка не раз об этом говорили. И стоишь как раз под знаком «Не курить!»…

— Я… Я не так уж хорошо умею читать, ваша честь. — Рабочий закашлялся и сплюнул горькую жидкость.

— Да, не так уж хорошо. Скорее, вовсе не умеешь. Ты уволен, убирайся.

— Ой, нет, ваша честь, пожалуйста, не говорите так! — запричитал несчастный. В глазах его уже не было боли, только безысходное отчаяние. — Я же старался… а семья… а теперь опять пособие на годы вперед…

— На всю жизнь, — холодно ответил Ян. При виде жалкого создания, упавшего перед ним на колени в пенную жижу, злость его исчезла. — Радуйся, что еще не возбуждаю дела о саботаже.

Ситуация была невыносимая. Ян зашагал прочь, не замечая пристальных взглядов менеджера и молчаливых рабочих. Просто невозможно… Вот у него в диспетчерской получше. Гораздо лучше. Он почти успокоился, с улыбкой глядя на безупречный порядок, царивший кругом. Кабельные вводы змеились со всех сторон, соединяясь на пульте управления. Он нажал несколько кнопок на комбинационном замке, и крышка пульта отошла назад. Бесшумно, плавно — безукоризненно. В сердце этой машины скрывался микрокомпьютер, управлявший всем здешним производством с идеальной точностью. Ян вытащил из чехла, висевшего на поясе,