Литвек - электронная библиотека >> Александр Никитич Севастьянов >> Публицистика >> Время быть русским

Александр Севастьянов ВРЕМЯ БЫТЬ РУССКИМ

ПРЕДИСЛОВИЕ: ДА БУДЕТ ТАК

«КАКИМ путем пойдет Россия?» — вот вопрос, над которым бесплодно размышляет множество политологов наших дней. Бесплодно, потому что ни у кого не хватает смелости смотреть на вещи прямо и видеть то что есть, а не то, что привыкли или что хотелось бы. Традиции (православно-монархические, социалистические, либерально-демократические, христианско-гуманистические, евразийские, еврейские и т. д.) играют роль шор, от коих большинство не может и не хочет — стесняется! — освободиться.

Но шоры хороши лишь тогда, когда выше зашоренного существа сидит зрячий погонщик, обладающий полным обзором и могущий судить о верности направления езды. В России таких погонщиков что-то не видать, наши погонщики, увы, зашорены не менее, чем наши политологи, и едва ли не более, чем общество в целом.

Предлагаемая читателю книга — попытка снять шоры с общественного сознания и предложить ему непредвзятый взгляд на вещи. Она носит новаторский для России характер и равноудалена от всех традиций. Поскольку зиждется на собственных социологических и политологических разработках автора.

Однажды эти разработки уже принесли автору творческий успех. Хочется верить, что так оно будет и на этот раз.

ВСТУПЛЕНИЕ: ПРОРОЧЕСТВО, КОТОРОЕ СБЫЛОСЬ

НЕ УСПЕЛИ пройти выборы в Госдуму-2003, как в российском официозе появилась огромная аналитическая статья под названием «Бремя всевластия» («Российская газета» 11.12.03). Автор ее — бывший главный редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков, один из наиболее информированных в России людей, входящий едва ли не в пятёрку наших лучших политологов, — пишет:

«Можно сказать, что все четыре партии, прошедшие в Думу, — это державнические партии… ЛДПР — безыдейное державничество: держава (империя) первична — экономический базис любой. "Единая Россия" — державничество плюс наша власть плюс наш капитализм (тоже не слишком идейно). КПРФ — державничество плюс социалистический капитализм (советского типа). "Родина" — национал-капитализм (то есть капитализм не транснациональных корпораций, а наших, отечественных, а потому и социально-ответственных). Идеологии национального капитализма не чужда и "Единая Россия", просто там неизбежно превалирует акцент на сохранение своей власти.

Между прочим, в 1994 году победу национал-капитализма в России предсказывал в своей статье, которая так и называлась "Национал-капитализм", известный русский националист Александр Севастьянов. Как в воду глядел».

Третьяков по своим убеждениям отнюдь не близок к русским национал-патриотам, скорее к СПС и Яблоку. Можно себе представить, чего стоило ему признание правоты «известного русского националиста»! Но он как умный, многое знающий и порядочный человек не стал кривить душой.

Однако вот не менее важная позиция человека из совсем противоположной точки политического пространства. Политолог и экономист Эрнест Султанов публикует одновременно с Третьяковым, но не где-нибудь, а в «Завтра» (№ 1/2004) — едва ли не главной газете левой оппозиции — специальную статью: «Мечты о путинском госкапитализме» (госкапитализм — еще точнее, «госпарткапитализм» — это и есть расшифровка понятия «национал-капитализм», данная мною в 1994 году). И в этой статье, в левой, я бы даже сказал, крайне левой газете Султанов тоже пишет о том, что Россия неотвратимо вышла на рубеж госкапитализма, врастает в этот новый строй.

Можно вообразить, с каким чувством утверждал публикацию «красный» Проханов, которому глубоко претит само это понятие! Но Проханов, как бы к нему ни относиться, — рыцарь, умеющий признавать поражение и быть объективным.

Итак, из авторитетных источников обоих лагерей — правого и левого — прозвучало в той или иной форме подтверждение моей правоты, несмотря на то, что одних тошнит от слова «национал», других — от слова «капитализм».

Тошнит, но правоту мою признают! Разница между нами лишь в том, что мне как историку, социологу и политологу было ясно ещё десять лет назад, каков будет результат развития России, а они увидели его воочию только сегодня.

На моей памяти это единственный столь долгосрочный политический прогноз, который сбылся с такой точностью[1].

Для того, чтобы читатель вспомнил, о чем идет речь, я приведу здесь в конспективном виде свои статьи «Национал-капитализм» и «Национал-капитализм-2», опубликованные в конце 1994 года.


«НАЦИОНАЛ-КАПИТАЛИЗМ

("Независимая газета" 11.10.94 и 17.12.94.)


…В ОКТЯБРЕ 1917 г. на смену традиционному феодализму пришел в России госпартфеодализм. Так называемая Великая Социалистическая революция оказалась на поверку феодально-бюрократической контрреволюцией, направленной против буржуазно-демократической Февральской революции, против больших, но непрочных успехов капитализма в России.

Начиная с этого момента и до прихода Горбачева в стране подавлялось все, на что можно было наложить ярлык "буржуазности". Но деньги — существовали. Существовал, пусть теневой, неофициальный, но ставший в 80-е гг. всеохватным рынок товаров и услуг. А значит с неизбежностью вновь и вновь в России повсеместно возрождались ростки капитализма. Выросшие в тени, они были, тем не менее, настоящими. "Перестройка" сняла табу. Буржуазно-демократическая революция в России, недоделанная в 1917 г., свершилась. <…>

Последняя предреволюционная перепись населения дает такую картину: свыше 80 % — крестьяне, 2,7 % — люди умственного труда, в том числе госаппарат, примерно столько же — предприниматели, остальные — рабочие и маргиналы. Такой состав населения соответствует не капиталистическому строю, а феодальному. Капитализму не нужно столько крестьян: в современных развитых странах в сельском хозяйстве работает всего 3–5% населения. Капитализм не может существовать без значительного слоя людей умственного труда: сегодня в странах Европы и Америки интеллигенция составляет 30–40 % населения. Наконец, 10–12 % промышленных рабочих — это тоже еще не капитализм. Для того, чтобы капитализм победил в России необратимо, необходимы были качественно-количественные преобразования населения страны. <…>

Вот социальный результат 70-летнего периода: в сельском хозяйстве в середине 80-х было занято 12 % населения, умственным трудом — около 30, в промышленном производстве — немногим менее 60 %. Общественная структура страны, это очевидно, созрела для капитализма. Именно это обстоятельство и открыло ворота "перестройке", сделало невозможным возврат к "социализму"…

У нас не было возможности