ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в ЛитвекБестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Парр - Вафельное сердце - читать в ЛитвекБестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в ЛитвекБестселлер - Джейн Энн Кренц - Разозленные - читать в ЛитвекБестселлер - Михаил Юрьевич Елизаров - Библиотекарь - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Игорь Павлов >> Политика и дипломатия >> Море бесправия - Америка. Капитализм США и дискриминация личности.

Павлов Игорь «МОРЕ БЕСПРАВИЯ — АМЕРИКА» Капитализм США и дискриминация личности (Империализм: события, факты, документы)

Введение


Море бесправия - Америка. Капитализм США и дискриминация личности.. Иллюстрация № 1
Море бесправия - Америка. Капитализм США и дискриминация личности.. Иллюстрация № 2
Есть веские причины обратиться к теме дискриминации личности в американском капиталистическом обществе в 70-х годах. Отнюдь не единственная — необходимость дальнейшего разоблачения фарисейства Вашингтона, именуемого им «защитой прав человека».

Главное в другом: что может противопоставить ведущая держава Запада положению личности в условиях развитого социализма, самому полному и реальному комплексу прав и обязанностей гражданина социалистического общества? И еще: какое бесправие, насилие над народами воцарились бы на планете, если бы стало явью невозможное — мировая гегемония США?

Ответы на эти вопросы в принципе известны давно. Советский читатель знает, что в США вообще не считаются правами почти все, что определяет самые основы жизни людей: труд, охрана здоровья, отдых, жилище и т. д. Эти права даже формально не провозглашены в американской конституционной практике. Если же те или иные права декларируются законодательно, то лишь затем, чтобы притупить или скрыть наиболее острые проявления социального неравенства. И декларированные права, как правило, не гарантируются. А в тех нечастых случаях, когда некоторые из них хоть чем-то обеспечиваются под давлением трудящихся масс, это делается в ограниченных, урезанных рамках. Во всех случаях правящие круги США никогда и ни в чем не облегчали жизнь эксплуатируемого человека без классовой корысти и тем более добровольно.

Когда-то, на заре капитализма, девиз «права — человеку» был грозным оружием молодой буржуазии. Лозунгами «свободы, равенства и братства» она уверенно побеждала средневековье, увлекая за собой поверившие ей массы. По меркам эпохи феодализма буржуазная демократия знаменовала великий исторический прогресс. Но глубокий анализ сущности прав человека в условиях капитализма, данный еще К. Марксом, показывал: классовым ядром «свободы» и «равенства» при капитализме является защита права частной собственности, выдаваемого за право человека на «свободу». Как указал Маркс, эта концепция «основывается не на соединении человека с человеком, а, наоборот, на обособлении человека от человека. Оно — право этого обособления, право ограниченного, замкнутого в себе индивида.

Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность… Оно — право своекорыстия»1

Неопровержимо доказано, что капитализм неотделим от бесправия. Всевозможные виды дискриминации— неизменный спутник этого общества. Соединенные Штаты В. И. Ленин назвал страной, где «народ… оказался в новейшем, капиталистическом, наемном рабстве у кучки миллиардеров»2.

В центр социальной практики планеты проблему личности в ее подлинном значении — как обеспечение и гарантию прав человека на всестороннее гармоничное развитие в интересах всего общества и целенаправленное создание всех необходимых условий для такого развития — выдвинул социализм. Самую сложную задачу многих веков человеческого существования — ликвидацию частной собственности и порождаемых ею отношений угнетения — решил Великий Октябрь. Народы Советской России взяли на себя миссию начать восхождение к вершине цивилизации — коммунизму.

Первые же декреты Советской власти предоставили трудящимся страны реальные права и свободы. Декларация прав народов России 2 (15) ноября 1917 г. запретила эксплуатацию труда, отменила все национальные привилегии и ограничения, провозгласила право народов, населяющих Россию, на свободное развитие. Советская власть, указывал В. И. Ленин, обеспечивает громадному большинству населения «такую фактическую возможность пользоваться демократическими правами и свободами, которой никогда не было, даже приблизительно, в самых лучших и демократических буржуазных республиках» 3.

Ход строительства нового общества в СССР, а затем и в других странах мирового социалистического содружества полностью подтвердил верность мыслей К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И, Ленина о том, что равное отношение членов общества к средствам производства — единственно возможная предпосылка для равноправия всех членов общества и, главное, социальных гарантий этого равноправия. «Впервые смысл демократии раскрылся в истинном значении этого слова, то есть как власть народа. Впервые реального гражданского и политического полноправия добились те, кто не знал его ни при каком эксплуататорском строе, — трудящиеся. Впервые принципы демократии были распространены на все сферы жизни общества, в том числе на его базис — производственные отношения»4,— отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев.

Наконец, само появление важного принципа современного международного права — принципа уважения прав и свобод человека стало возможным лишь в условиях революционных перемен в мире, которым дал жизнь Великий Октябрь. Признание и материализация этого принципа в десятках многосторонних межгосударственных актов после второй мировой войны неотделимо от неустанной борьбы за права трудящихся, которую впервые в истории повел социализм, первое в мире социалистическое государство. Ведь в эпоху всевластия капитализма ничто вроде бы не мешало буржуазным государствам провозгласить данный принцип хотя бы формально. Ничто не мешало им тогда же довести и походы «в защиту прав человека», тем — более что эпоха была как нельзя подобающая — в мире не было стран, где трудящиеся не задыхались бы от эксплуатации и бесправия. Однако ни принципа уважения прав и свобод человека, ни тем более походов в его защиту в эпоху всевластия буржуазии не было и в помине по очевидной причине органической несовместимости реального гуманизма с империалистической реакцией.

Почему же именно это направление — «забота» о правах личности — было избрано правящими кругами США и некоторых других стран Запада для активизации политико-идеологического наступления на реальный социализм во второй половине 70-х годов? Замысел был не нов. «В истории уже не раз бывало, — пишет член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов, — что представители отжившего строя, стремясь продлить его существование, начинали рядиться в одежды свободолюбцев. Нечто