Литвек - электронная библиотека >> Тодор Харманджиев >> Исторические приключения и др. >> Спартак — фракиец из племени медов

ТОДОР ХАРМАНДЖИЕВ

СПАРТАК — фракиец из племени медов

РОМАН




"СВЯТ" София

1990






Перевод сделан по изданию: Тодор Харманджиев. Тракиецът от племето меди. Младостта на Спартак

 Издателство "Народна младеж". София, 1980.


© Тодор Харманджиев, 1980

© Художник Цвятко Остоич, 1990

© Перевод. Виктор Викторов, 1990 с/о Jusautor, Sofia

СПАРТАК — ЗНАЧИТ СВОБОДА


Древний Рим — это величественное, но безвозвратно ушедшее от нас прошлое. Тем не менее, сознаем мы это или нет, он живет и поныне как одна из главных составных частей духовного фундамента современной цивилизации. Многие понятия и подходы, заложенные в основу политики, культуры, морали и других областей функционирования нашего сегодняшнего мира, уходят своими корнями в глубокую древность и особенно в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.

В истории Древнего Рима особо следует выделить I в. до н. э. Это был исключительно динамичный период, исполненный значительных событий. Начав свое существование приблизительно в VIII в. до н. э. как город-государство, Рим постепенно подчинил и объединил вокруг себя весь Апеннинский полуостров. Процесс объединения завершился к середине III в.до н. э. С тех пор началось трудное, но неуклонное самоутверждение Рима как наиболее могущественного государственного образования древности. К I в. до н. э. в его подчинении находились все важнейшие европейские части античного мира (вся Западная Европа, Балканы, Средиземноморье), а также обширные области Северной Африки и Малой Азии. Основным методом завоевательной политики Рима было внесение разногласий между его реальными или потенциальными противниками, их изоляция и разгром поодиночке согласно пресловутому принципу "Разделяй и властвуй!" Присоединенные к Риму огромные территории были поставлены им в сложную систему подчинения — от положения полного бесправия местного населения до различных типов договорных и союзнических отношений, но при гарантированном политическом главенстве Рима. Конечной целью было путем открытого и завуалированного грабежа и политических махинаций обеспечить дальнейшее обогащение Рима. Именно его огромное богатство лежало в основе его исключительной по тем временам военной мощи.

В то же время для внутриполитической обстановки в Риме были характерны социальные столкновения и конфликты. В I в. до н. э. Рим находился в своего рода переходном периоде. Республиканская форма правления почти исчерпала себя и через диктатуры Гая Мария (начало II — конец I в. до н. э.), Корнелия Суллы (83-79 гг. до н. э), Гая Юлия Цезаря (49-44 гг. до н. э.) римское общество уверенно нащупывало путь к установлению единоличной монархической системы правления — империи. Эти трое диктаторов были сильными, одаренными, интересными личностями, но не отличались особой щепетильностью в отношении норм общественной и личной морали. Они были выдающимися полководцами, а Цезаря, не погрешив против истины, можно даже назвать военным гением. Подобными качествами обладали в той или иной степени сподвижники Цезаря по триумвирату и его соперники Гней Помпей Великий и Марк Лициний Красс, а ими далеко не исчерпывается перечень знаменитых государственных и военных деятелей, политиков, ораторов, людей искусства, который оставила нам римская история того драматического периода. В этой плеяде незабываемых личностей особым для нас ореолом окружен образ раба-гладиатора, фракийца из племени медов Спартака.

Говорить о Спартаке значит говорить о рабах или, иными словами, — о свободе.

Для всей истории Рима характерны быстрые перемены, но при исключительной динамике его развития структура его экономической основы — рабовладельческий способ производства — оставалась почти неизменной или развивалась в принципиальном отношении чрезвычайно медленно. Рабы были в Риме самыми бесправными, хотя и наиболее необходимыми существами. Их можно было увидеть повсюду — в поле, на рудниках, в ремесленных мастерских. Они были домашними слугами. Среди них имелись учителя, художники, скульпторы, музыканты, врачи. Их трудом создавалась немалая часть несметных богатств римского общества, на основе которых развивалась духовная культура и военная мощь Рима.

Рабство существовало почти повсеместно еще до становления Рима, так же как и еще долго после его падения. Было ли оно закономерным, необходимым, исторически обоснованным явлением — это вопросы большой науки, и не только исторической. Однако, в рабстве как явлении заключена некая парадоксальность в экономическом, политическом, культурном и морально-психологическом аспектах. По своему статуту рабы были всего лишь одним из видов орудий труда. Согласно древним авторам, они были "говорящими орудиями" в отличие от инструментов и рабочей скотины. Но даром речи наделены те, кто может мыслить и чувствовать, то есть люди. Именно эти человеческие качества раба находились вне контроля его господина, хотя физически раб был в полной зависимости от него. По чисто психологическим причинам раб, как правило, ненавидел своего господина. Неверность — суть его всегдашнего поведения, единственный способ самовыражения; высшая ее степень — бунт. Эта психология рабов была хорошо известна еще в древности, и их настроения часто, и не без успеха, использовались умелыми политиками в своих целях. В условиях непрекращающейся внутренней и внешней борьбы Рима одна или другая враждующая сторона непременно обращалась за помощью к рабам, обещая им освобождение. Так, например, после расправы со своими противниками, Сулла предоставил свободу десяти тысячам рабов, и эти освобожденные рабы, наделенные гражданскими правами и получившие название "корнелии", стали одной из самых надежных опор диктатора в Риме.

Но тот, кто может бороться и умирать за чужое дело, еще с большей убежденностью и самоотверженностью пойдет на это во имя своего собственного освобождения, поэтому бунты и восстания рабов сопутствовали истории Рима с глубокой древности. Некоторые из этих социальных взрывов обладали большой мощностью. Так, рабы, восставшие в 138-132 гг. и в 104-101 гг. до н. э. на острове Сицилия, сделали даже попытку образовать свои царства. Однако, ни одно из восстаний рабов в древности не может сравниться по своей роли и значению с восстанием Спартака.

Восстание под руководством Спартака началось с бунта гладиаторов. Гладиаторы