Литвек - электронная библиотека >> Владимир Григорьевич Коновалов (Историк) >> Биографии и Мемуары >> Елена >> страница 2
Гриневич (приезжавший на каникулы в Чернигов), ставший видным партийным и советским работником; он был членом ВЦИК и ЦИК СССР, работал заместителем председателя Верховного суда РСФСР.

В 1910 году в январе в Чернигов к Соколовским приехал из Одессы их старый знакомый Василий Иваненко и привез несколько экземпляров «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, изданного в 1905 г. в Одессе под названием «Буржуазия, пролетариат и коммунизм». Соня не только сама прочла эту небольшую книжечку, но и дала ее читать своим товарищам по кружку.

Позже, уже после победы Октябрьской революции, Соколовская напишет о гимназических годах: «Навсегда в моей памяти остались незабываемые последние два гимназических года. К занятиям в гимназии в эти годы я относилась с меньшим интересом, зато до самозабвения читала Маркса, Энгельса, Каутского, а в кружке разбирали аграрный вопрос по Ленину. Какие были жаркие баталии. Много было в наших головах идеологической путаницы, но зато мы собственными силами избавлялись от нее, постепенно прозревали и потом с неукротимой силой обрушивались на тех, кто не по заблуждению, а сознательно проповедовал мелкобуржуазные иллюзии».

Участники кружка учащейся революционной молодежи не только изучали марксистскую литературу. Они издавали нелегальный рукописный журнал, изучали ораторское искусство, разучивали революционные песни.


Елена. Иллюстрация № 3
Выпускной класс Черниговской женской гимназии. В первом ряду сидит пятая слева Соня Соколовская.


Весной 1911 года в Чернигов приезжал царь Николай II. Власти распорядились, чтобы в торжественной встрече самодержца участвовали все гимназисты. Члены социалистического кружка в своих гимназиях провели митинги, на которых призвали гимназистов и гимназисток не принимать участия во встрече Николая И. Все же большинство учащихся пошло встречать царя. А члены кружка отправились за город и на берегу Десны провели нелегальное собрание. Под колокольный звон всех черниговских церквей участники собрания произносили речи, в которых слово «царь» соседствовало с прилагательным «кровавый».

Участие Сони Соколовской в социалистическом кружке не осталось незамеченным. На эту тему между начальницей гимназии В. Татищевой и отцом Сони — Иваном Николаевичем происходил какой-то разговор. «Администрация гимназии внешне не показывала виду, что ей известны наши нелегальные собрания. Но однажды мой отец провел со мной длинную назидательную беседу, из которой я поняла, что Татищева такую же беседу вела с моим отцом»,— так писала Соколовская в 1925 году.

В 1911 году Соня оканчивает 7 классов гимназии с серебряной медалью. «В 8-м классе оставаться было мне тяжело, так как мне за 7 классов дали серебряную медаль, а я всегда училась на золотую и сочла оскорблением серебряную»,— написала она в июне 1912 года.

Что же делать дальше? Аттестат на звание учительницы начальной школы, полученный Соней после окончания женской гимназии, не давал права поступления в высшее учебное заведение. Надо получить аттестат зрелости. Всю зиму Соня усердно готовится самостоятельно к экзаменам на аттестат зрелости. Трудно было работать дома, но упорства и терпения Соне не занимать. Все время она посвящает штудированию учебной литературы. Да еще не перестает посещать революционный кружок. «Каждое посещение нашего кружка,— писала Соня,— как бы прибавляло мне настойчивости и желания одолеть нелегкую науку».

В одном из ленинградских архивов сохранилось удостоверение, выданное Соне директором гимназии Еленевским. В нем говорится: «Согласно прошения Соколовская с 26 апреля по 1 июня 1912 года подвергалась испытанию вместе с учениками VIII класса по русскому языку, математике, физике, латинскому и французскому языкам и выдержала это испытание весьма удовлетворительно».

«Слава богу, все сошло благополучно, и я — вольная птица!» — с радостью пишет Соня, выдержав экзамены за полный курс мужской гимназии и получив аттестат зрелости. Теперь ей уже открыты двери в высшее учебное заведение.

После экзаменов Соня поехала с экскурсией в Прагу. Поездка произвела на нее глубокое впечатление. Впервые Соня знакомилась с жизнью за границей, интересны были встречи с чешской молодежью. После возвращения из Праги Соня напишет следующее: «Не хотелось возвращаться в бедную Россию. Но теперь, когда я уже дома и живу не в пыльном городе, а в родной деревне, я не хочу никуда уезжать из России и мечтаю лишь о том, как я буду учиться медицине в Петербургском институте».

«НЕБЛАГОНАДЕЖНАЯ»

Летом 1912 года Соня прощается со своими черниговскими друзьями. Особенно грустно расставаться с товарищами по революционному кружку. В последнее время кружок стал превращаться в подпольную партийную организацию, все четче и яснее становилась его политическая линия. Вначале Соня считала себя сочувствующей партии социалистов-революционеров. Правда, ей многое не нравилось в программе этой партии. На занятиях кружка Соколовская часто вступала в дискуссию с «идейными», как она говорила, эсерами.

Политические споры происходили между Соней и Василием Элланским [1]. Что же не воспринимала Соня из программы социалистов-революционеров? Позже она на этот вопрос ответит так: «До 1912 года я считала себя сочувствующей партии с.-р. с «поправкой» на признание роли экономического фактора в истории и передовой роли пролетариата в революции».

Как видим, это весьма существенная «поправка». Она приведет Соколовскую в первые же месяцы пребывания в Петербурге в ряды большевиков. Но об этом позже, а сейчас давайте поинтересуемся подготовкой Сони к отъезду в Петербург.

Как уже читатель знает, Соня мечтает поступить в Петербургский медицинский институт. Казалось, теперь уже нет преград к осуществлению мечты. И Соня приступила к оформлению необходимых бумаг. Написала прошение на имя директора института, составила свое «жизнеописание», собрала другие нужные бумаги с гербовыми печатями. Но, как поется в песне: «Чисто вписано в бумаги, но забыли про овраги».

В последний момент оказалось, что Соня не может поехать на учебу в Петербург. Она числилась в каких-то губернаторских протоколах «политически неблагонадежной». Крушение мечты? Отказаться от того, к чему стремилась многие годы?



Елена. Иллюстрация № 4
Соня и Алеша Соколовские.


Отец Сони, мировой судья, помещик, уважаемый человек в обществе черниговской знати; дядя Сони, Сергей Николаевич Соколовский, тоже помещик, хлебосол и любитель покутить, ведут