Литвек - электронная библиотека >> Чарлз Харнесс >> Научная Фантастика >> Окно Аракнида >> страница 3
виду сознательное разрушение. И не забудьте про атрибут. Это... — он указал на траншею Джона Торина, — осознанное разрушение?

Группа смотрела на молодого студента с тайным сочувствием. Это будет плохой день для него.

— Льяноанцы, — продолжал профессор, — построили здесь стену. Стену из обожженных солнцем глиняных кирпичей. Затем стена рассыпалась, как это делают другие такие стены. Надвинулась пустыня и покрыла все вокруг. И вот спустя четыре тысячи лет мистер Торин приходит со своей лопатой и роет прекрасную траншею. И прокапывает ее прямо через стену. Мистер Торин, это разрушение, но это не осознанное разрушение. Могу я спросить вас, сэр, почему ваша траншея не остановилась, когда она подошла к стене?

— Наверное, сэр, потому что текстура стен была такой же, как и почва. Я просто не видел линии, где кончалась почва и начиналась стена. Кирпичи, в первую очередь, были сделаны из почвы пустыни, и я думаю, что они под воздействием атмосферы превратились обратно в почву.

— Значит, вам следовало быть особенно осторожным, а, мистер Торин? Ну, тогда можете ли вы теперь показать классу стену, которую вы пронзили с таким энтузиазмом?

Торин вспыхнул. Его ткнули носом в его работу. Слава богу, освещение было в самый раз. Он с трудом различил полоску чего-то толщиной около дециметра. Но он знал, что если бы профессор не сказал ему, что она там, он бы ее пропустил. Он опустился на колени и показал на границу.

— Отлично. А теперь, давайте, поменяемся. Он осторожно взял лопату из рук студента и дал ему копательный нож. — Теперь вы приступайте к определению стены. Продолжайте, класс.

Торин вздохнул. Он надеялся, что это не послужит примером для полевой работы. Он был рад, что жена не присутствовала при его унижении. К счастью, сегодня Корет печатала отчеты в палатке администрации.

И этот укус с ножом. Как бы говоря ему, что ему нельзя доверять ничего такого грубого, как лопата.

Он философски сжал челюсти и начал рубить. Он не знал, как ему удастся проложить траншею шириной в метр по всей длине стены, используя только ручной нож. Лопата была единственным способом сделать это. Но он не собирался снова рисковать, действуя лопатой. Профессор может отправить его домой. Несмотря на то, что он специализировался в контрольно-измерительном оборудовании, ему нужно было это 3-х часовое занятие в песчанике. Он должен был закончить эту производственную практику. Нет, он не мог рисковать, вступая в конфликт с профессором.

***

Раскопки чередовались с лекциями.

— На скале в Тассилин, в Северной Сахаре, на нашей родной планете, высечен наскальный рисунок фигуры в скафандре. Кто были эти существа? Профессор окинул взглядом собравшуюся группу, сидевшую на земле вокруг костра, и его взгляд упал на Джона Торина.

Торин знал его реплики наизусть. — Скорее всего, Аракниды, — пробормотал он.

— Совершенно точно — Аракниды, мистер Торин. И подобные знаки есть в Туларе, в регионе Калифорнии. А откуда взялись Аракниды, мистер Торин?

Торин терпеливо сносил это. — Откуда-то отсюда, с Феррии.

— Да. Вполне определенно. Откуда-то отсюда, с этой самой планеты. Мы уже обнаружили здесь несколько их ракетных площадок. Мы нашли здесь их артефакты и фрагменты их статуй. У нас есть четкое представление о том, как они выглядели. Довольно маленькие паукообразные люди, со щупальцами. И точно так же, как мы ездим на лошадях, они ездили на мохнатых двуногих существах… Льяноанцы. Мы установили это по рисункам на керамике. Мы предполагаем, что здесь находится их родной город, который я назвал Аракния. Наша главная цель на этом семинаре — найти Аракнию.

— Хорошо, — подумал специалист по измерениям. — Он сейчас уехал в Аракнию. Никто не будет жевать до конца лекции.

* * *

3. Ветер

На следующий день профессор сказал Торину: — Я назначаю вас на просеивающий экран. Экскаваторы будут подавать вам почву, которую они выкопали, одну тачку за другой. Они помогут вам сгребать ее на станину экрана. Вы нажимаете кнопку, вот здесь, и машина будет вибрировать, показывая содержимое на экране. Почва будет проваливаться, а черепки, небольшие артефакты, все, что пропустили лопаты, будет сохраняться на экране. Когда вы что-нибудь увидите, сразу же поднимайте эти вещи и кладите их на стол для сбора экспонатов. Это очень просто. Ребенок может это сделать. Как вы думаете, у вас будут какие-то проблемы?

— Конечно, нет, сэр.

— Не говорите «конечно, нет». Я рискую, предоставляя вам этот шанс. Просто сделайте это.

— Да, сэр.

Как он и ожидал, в этом не было ничего особенного. Шли часы, а тачки все катились и катились. Он помогал им разгружаться. Отходы падали через сито в маленькую шахтерскую машину, которая съезжала вниз по склону, чтобы сбросить свою ношу, а затем снова возвращалась назад. Время от времени он ловил на экране слишком крупный камешек. Вот и все.

После обеда стало еще жарче, но послеполуденный бриз с плато усилился и обдувал пот с его тела. Бриз был в полном порядке. Он повернулся к решетке с наветренной стороны, чтобы осадочная пыль не обдувала его.

В этот момент произошел неудачный случай. Корет привезла кучу земли. Вместе они выгребли ее на экран. Потом она развернула тачку, а он включил вибратор и смотрел, как она толкает тачку обратно по дощатой дорожке. Дул резкий ветер, и ей пришлось на мгновение остановиться, чтобы поправить косынку на голове. Легкий аромат ее жасминовых духов коснулся его ноздрей. Когда он снова повернулся к ситу, там стоял профессор Шпейдель, лихорадочно выковыривая что-то из ящика сита.

— Выключи его! — воскликнул профессор.

Торин выключил. — В чем дело?

— Ты хоть понимаешь, что ты только что расколотил на куски? Он поднял горсть осколков.

— Нет, сэр, — выдохнул Торин. — Что это?

— Коробка с пыльцой!

— Коробка с пыльцой, сэр?

— Да, — коробочка с пыльцой, сэр. Пыльца была деликатесом, которым Аракниды кормили своих льяноанских скакунов, как кормим мы лошадей кусочками сахара. Они хранили его в маленьких глиняных коробочках. В таких коробочках, как была эта.

— Что ж, сэр, я с удовольствием восстановлю ее. Я могу склеить кусочки.

— Я бы никогда не доверил это тебе. И даже если бы ты знал, что пыльца исчезла, что ее полностью сдуло. Коробка была наполнена ею. Когда