ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Ханья Янагихара - Маленькая жизнь - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс Борг - Секреты общения. Магия слов - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс Борг - Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей - читать в ЛитвекБестселлер - Роб Янг - Сила личности. Как влиять на людей и события - читать в ЛитвекБестселлер - Александр Пиперски - Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского - читать в ЛитвекБестселлер - Александр Фридман - Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Кинг - Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры - читать в ЛитвекБестселлер - Мариам Петросян - Дом, в котором… - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Александр Павлович Бердник (Олесь Бердник) >> Научная Фантастика и др. >> Мать >> страница 7
не знаете об этом…

Вечное горение. Муки. Любовь. Ежедневное волнение — накормлен ли ребенок, одет ли, чист ли, доволен ли, не обижен ли, не болен ли? И все — не для себя! И все — для ребенка! Нет, такого подвига не знают сыны. Силой матерей держится наш мир!..

Я пошел в авиашколу. Стал летчиком. Мне пришлась по сердцу орлиная профессия. В сверхзвуковом полете человек переходил в какой-то небывалый ритм бытия. Каждый раз я будто рождался во второй раз, в третий, в сотый!

Тогда начали писать о предстоящих космических полетах. Я увлеченно читал такие книжки, журналы. Мечтал, надеялся, что это время не за горами. Но даже самые смелые удивились, когда кое-кому из летчиков предложили перейти в Космоцентр. Я подошел сразу — и по здоровью, и по знаниям, и по большому желанию.

Первый раз я летал по круговой орбите. Это не было сенсацией, потому что до меня уже летали сотни людей. Второй полет мне суждено было совершить к Луне.

Я стоял на широком волнистом плато. Под ногами ломалась хрустящая пленка, припорошенная пылью. Над головой сиял гигантский водянистый шар среди звезд. Земля. Было удивительно и жутко. Сквозь туманную пленку облаков я распознавал очертания материков. И каждый из них простирался на тысячи километров. А я их вмещал одновременно — в одном взгляде — необъятные просторы планеты и миллиарды людей.

Я разглядел Черное море, ниточку Днепра. Вспомнил тебя, Матушка. И понял, что это же твои руки подняли меня на такую высоту! Твои и отца. Руки простых, не известных никому людей. Если бы не ты — я бы не стал тем, кем я есть сейчас. Если бы не труд и умение тысяч и тысяч скромных тружеников — ноги космонавтов не ступали на поверхность далеких миров.

Мы вернулись на Землю. Планета почтила нас. На трибуне перед людьми была и ты, Мама. Пристыженная, потрясенная, смущенная. Ты все пряталась за мою спину, шептала:

— Ну пусть ты герой… А я, меня за что?

Было и есть за что, Мать!

Ведь недаром называем мы Природу Матерью?!

И Отчизне, земле родной, принадлежит это волшебное имя — Мать.

Ибо нет в мире, во всей необъятности более любимого, более чистого, более героического понятия, как Мать.

Мудрецы Востока говорят: «Если даже самого Учителя человечества рождает Мать, как же не преклоняться перед тобой, Мать?»

Везде и всюду — твоя рука.

Ты породила меня, научила, воспитала, защитила в беде. Ты — это я, я — это ты! И летит в далекие миры воля твоя, воплощенная в меня, любовь твоя и мудрость, принятая в сердце мое!

Пусть гимном небесным прозвучит слава твоя.

Удивительное явление — Мать. Таинственная суть — Мать.

Любовь твоя — единственное божество, что есть на Земле и в безмерности миров — зримых и незримых. Тебе — властительница нашего рождения и возмужания, детства и осуществления стремлений — тебе благодарны за дар жизни, за муки святые, что ты переносишь во имя детей своих, за жертву несказанную, которая ложится в основу бытия.

Тебе, повелительница мира, преподносим, как знамя любви, над всеми границами условностей и традиций. Тобою — Мать — объединяемся над разделениями рас, наций и мировоззрений. Ты — в мириадах форм. Ты — едина.

Вижу тебя повсюду — в нежном сиянии очей девичьих, в ласковом шепоте берез, в целомудрии прохладных горных снегов, в таинственном мерцании звездного неба, в дивном аромате цветов…

А самое большее вижу тебя в человеческих матерях. Утомленную, молчаливую, терпеливую, незаметную, вечнодеятельную.

Судят тебя по твоей одежде, по твоим словам, по языку и рукам. Но разве это ты? Разве ты такая, как кажется равнодушному или невнимательному взгляду? О нет, ты не такая!

Как зернышко маленькое, незаметное порождает великана-дерево, как горсть ржи засевает поле, как атом несет космическую лавину энергии, так и ты — Мать, закрыв лицо и суть свою, даешь сыновьям силу и мощь проходить трудные пути жизни и открывать двери большой Тайны.

Такой я вижу тебя.

Такой образ — верно и с любовью — понесу к далеким мирам…

Перевод: С. В. Стребков
Редакция: А. В. Протасевич
2019 г.

Примечания

1

Повесть «Мать» написана в 1966 году. Для Олеся Бердника образ матери был святым. Свою первую книгу — «Вне времени и пространства» — писатель посвятил «Матери, которая научила меня любить мечту».

Повесть «Мать» — взволнованный монолог космонавта, который собирается в дальний, возможно безвозвратный полет — стоит отдельно во всем творчестве писателя. Позже образ матери нашел философское продолжение в творчестве Олеся Бердника, когда в 1976 году он написал поэтическое эссе «Праздники Украины. Дума о Родной Матери».

(обратно)

2

Обрядовые песни, исполняемые в канун Нового года. (Прим. переводчика).

(обратно)

3

Площадка над сводом русской печи. (Прим. переводчика).

(обратно)