Литвек - электронная библиотека >> Диакон Георгий Максимов >> Православие и др. >> Чем Православие отличается от католицизма, протестантизма и монофизитства? >> страница 2
4, 38), ест и пьет (см. Мф. 11, 19), испытывает голод (см. Мф. 21, 18), терпит страдания и смерть (см. Мк. 15, 25-37).

Однако в V веке появились те, кто стал утверждать, что у Иисуса Христа только одна природа — Божественная, которая будто бы полностью поглотила человеческую природу. По их мнению, при воплощении человеческая природа, воспринятая Богом Сыном, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной.

Это заблуждение получило название «монофизитство» (то есть вера в одну природу), и последователи его, отделившись от Православной Церкви, стали затем разделяться также между собой на разные течения.

Многие святые отцы убеждали монофизитов отказаться от этого заблуждения и показывали его ошибочность. Например, святой Никита Стифат писал, что честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе — ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, «и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек»1.

Но, к сожалению, далеко не все захотели слушаться голоса Православной Церкви, и многие продолжили держаться монофизитства. В это заблуждение с самого начала уклонилось большинство христиан Египта и Эфиопии, а также Сирии. Армянские христиане несколько столетий колебались, то переходя в монофизитство, то возвращаясь в Православие, пока, наконец, не отпали окончательно в IX веке. Самыми последними к монофизитству присоединились христиане Индии, которые, после того как в XVII веке отвергли навязанное португальскими захватчиками подчинение папе римскому, обратились за поддержкой к Сирийской Восточной Церкви, и таким образом восприняли от них монофизитскую веру.

В настоящее время это заблуждение исповедуют члены так называемых Восточных Церквей: Коптской, Армянской, Эфиопской, Сирийской и Маланкарской Церкви Индии. Они не называют себя монофизитами, но в своих изложениях веры по-прежнему пишут о том, что во Христе одна природа, и по- прежнему тех, кто изобрел монофизитское заблуждение, почитают как святых.


Римо-католицизм

В XI веке от Вселенской Православной Церкви отпала Поместная Римская Церковь. Она отпала из-за того, что ее члены не хотели отказаться от заблуждений, которые среди них распространились.

Этих заблуждений, которые и отличают Римо-католическую церковь от Православной Церкви, несколько, из них два главнейшие — одно в учении о Церкви, а второе в учении о Боге.


Папизм

Апостол Павел, говоря о Христе, сказал, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его (Еф. 1, 22-23). Поэтому Православная Церковь со времен апостольских сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви, основанной Христом, является Сам Христос.

А римо-католики учат, что главой Церкви будто бы является главный епископ Рима — папа римский, и называют его наместником, то есть официальным заместителем Христа на земле. Поэтому, по их мнению, он должен обладать непосредственной властью над всеми членами Церкви.

Святые отцы говорили, что по своему действию главным заблуждением Римской церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими Восточными Патриархами» (прп. Амвросий Оптинский)2, их «претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской Церковью» (св. прав. Иоанн Кронштадтский)3.

Изначально все епископы, в том числе предстоятели Поместных Церквей, воспринимали себя лишь как служителей, соработников апостолов и обращались друг к другу как братья одной большой семьи. Но со временем, увы, папа римский из-за любви к власти захотел быть в Церкви «не первым между братьями,...а господином над рабами» (свт. Илия Минятий)4.

Поэтому те, кто последовал за этим заблуждением римских пап и назвал себя римо- католиком, стали верить, что Господь Иисус Христос дал абсолютную власть по управлению всей Церковью одному человеку — римскому папе, но православные христиане твердо держатся изначальной истины, которая заключается в том, что не одному какому-то человеку дал Господь такую власть, а всей Церкви, выразителем которой является собор апостолов или их преемников — епископов.

Именно поэтому, говоря о том, что делать при разрешении споров между христианами, Он в качестве верховного авторитета указал не одного какого-то человека, а Церковь: Скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

Именно поэтому Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). «Так, Он Сам обещает присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его, то есть на Соборе. Значит, слова Собора суть слова Иисуса Христа и, следовательно,...слова, которым должны верить и повиноваться все, не исключая и римского епископа».

Именно поэтому Господь самим апостолам сказал: Все же вы — братья (Мф. 23, 8). Поэтому и апостолы, когда возникли общецерковные вопросы, требующие решения, собрались в Иерусалиме на Собор и сообща решили их при содействии Духа Святого, как они сами сказали: Угодно Святому Духу и нам (Деян. 15, 28).

Из упомянутого заблуждения о главенстве вытекло второе связанное с ним заблуждение католиков — позднее они стали утверждать, что римский папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере и нравственности, и потому называют его непогрешимым.

Но православные христиане знают, что только Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15); отдельный же человек всегда может погрешить в вере и изложить ошибочное суждение. Поэтому Православная Церковь издревле, когда появлялись еретики и начинались суждения о вере, никогда не полагалась на голос отдельного лица, а созывала Вселенские Соборы, по примеру апостолов, созвавших первый Собор в Иерусалиме.

И на некоторых Вселенских Соборах (втором и пятом) даже не было ни самого папы римского, ни его представителей, а уже затем папы послушно признавали необходимость следовать решениям этих Соборов, из чего хорошо видно, что Собор, как представитель всей Церкви, и без папы римского имеет власть истинно решать всякое церковное дело по вдохновению Святого Духа.

Хотя среди римских пап были святые и благочестивые люди, особенно в первое тысячелетие, когда Римская Церковь была частью Православной