ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Борис Акунин - Аристономия - читать в ЛитвекБестселлер - Бенджамин Грэхем - Разумный инвестор  - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Здоровье» >> Здоровье >> Журнал "Здоровье" №2 (26) 1957 >> страница 2
биологической и медицинской химии Академии наук СССР. С помощью специального прибора производится электрофоретический анализ белкового состава плазмы крови. Данные, которые удается получить при таком анализе, помогают распознать природу некоторых заболеваний


Правящие круги Франции встревожились. В Париже началась напряженная работа химиков, пытавшихся установить строение германина и синтезировать аналогичные с ним лекарственные средства. Было создано и изучено около 2000 препаратов; лишь после этого удалось найти препарат, аналогичный германину. Во Франции он получил название «Фурно 309».

В СССР препарат, сходный с германином — наганин, применяется для лечения особого заболевания сельскохозяйственных животных — наганы.

Интересна, полна творческих поисков история создания противомалярийных препаратов. Когда европейцы впервые высадились на склоны горного берега Южной Америки, они узнали, что местное население применяет для лечения малярии настой из коры хинного дерева. В конце XIX века голландцы начали выращивать хинное дерево на острове Ява, а англичане — на Цейлоне.

Высокие цены на хинную кору уже давно заставили химиков задуматься над синтезом хинина или препаратов, сходных с ним по строению. Решение подобной задачи было подготовлено всеми предшествующими успехами химии.

В 1861 году замечательный русский химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения органических веществ, на основе которой был осуществлен синтез разнообразных органических соединений. Химическая лаборатория вступила в соревнование с природой, искусственно создавая не только природные растительные и животные вещества, но и препараты, напоминающие их по строению и превосходящие по полезным свойствам. Так, например, синтезированные химиками краски оказались гораздо более прочными и красивыми, чем природные красители — пурпур, индиго, ализарин. По этому пути химики пошли и в поисках антималярийных препаратов, сходных по строению и действию с хинином.

Наиболее удачным оказался созданный в тридцатые годы в Германии атебрин. Большой коллектив советских исследователей изучил зависимость между строением и действием этого препарата, разработал технологию приготовления отечественного средства против малярии — акрихина. На основе этих работ в 1936 году под Москвой был построен крупный завод «Акрихин», обеспечивший всю страну этим замечательным лекарством, не только не уступающим хинину, но и в некоторых отношениях превосходящим его. В последнее время применяется новый эффективный противомалярийный препарат — бигумаль.

К тридцатым годам арсенал медицины пополнился значительным количеством химиотерапевтических препаратов, этих «волшебных пуль», как образно называл их Эрлих. Однако все они оказались эффективными лишь при заболеваниях, вызываемых простейшими одноклеточными организмами. Инфекции же, вызванные бактериями, не поддавались такому лечению.

В 1935 году было сделано открытие, ознаменовавшее новую эру в медицине. Ученые установили, что красная краска пронтозил, синтезированная еще в 1908 году и никогда не применявшаяся в медицине, является эффективным средством для лечения ангины, рожистого воспаления и других инфекций, вызываемых кокковыми бактериями.

Вскоре после этого открытия пронтозил стали с успехом применять в разных странах. В СССР этот препарат назвали красным стрептоцидом. Впоследствии было обнаружено, что красный стрептоцид, разлагаясь в организме, образует более простое, бесцветное вещество — белый стрептоцид, который и стала выпускать наша фармацевтическая промышленность.

Поскольку в состав белого и красного стрептоцида входит сульфамидная группа (группа, содержащая серу и азот), стало очевидным, что именно она является носителем лечебного действия. Химики деятельно занялись синтезом препаратов, содержащих сульфамидную группу. За десять лет — с 1935 по 1945 год — было создано и испытано около 8000 сульфамидных препаратов, но лишь сальварсан, который очень скоро получил известность

И все же химики справедливо считают, что они потрудились не зря. Ведь те сравнительно немногие препараты, которые вошли в медицинскую практику, принесли неизмеримую пользу. К ним относятся сульфидин, сульфазол, дисульфан, сульгин и другие, обладающие высоким лечебным действием при крупозном воспалении легких, дизентерии, ангинах, заболеваниях мочевыводящих путей и других инфекциях, вызываемых бактериями. Лечение крупозного воспаления легких сульфамидными препаратами привело к почти полной ликвидации смертности от этой болезни.

Широко развернулось производство сульфамидных препаратов в нашей стране в годы Великой Отечественной войны. Сульфидин и стрептоцид сыграли огромную роль в борьбе с инфекциями на фронте и в тылу, спасли тысячи раненых от тяжелых осложнений и помогли быстро восстановить их здоровье. Значительный вклад внесли химики в лечение туберкулеза. Тибон, ПАСК, фтивазид — все это химические препараты, оказывающие губительное действие на туберкулезную палочку, которая долгое время считалась неуязвимой.

Исключительных успехов добились советские врачи и химики «создании специфического химиотерапевтического препарата для лечения тяжелого заболевания — лейшманиоза, поражающего некоторые районы наших среднеазиатских и закавказских республик. Это заразное заболевание, вызывающее малокровие, увеличение селезенки и высокую температуру, неизбежно приводило к смерти. В настоящее время лейшманиоз полностью излечивается за 10–15 дней введением химиотерапевтического препарата солюсурьмина. Хорошие результаты достигнуты в лечении амебной дизентерии при помощи таких синтетических препаратов, как ятрен и эметин.

Тщательное изучение, естественно, открывало и некоторые слабые стороны новых лекарств. Не все люди, например, хорошо переносят сульфидин — он может вызывать тошноту, не совсем благоприятно действует на почки. Все сульфамидные препараты приходится применять в больших дозах, и тгри длительном употреблении создается своеобразное «привыкание» организма, они перестают действовать. Гораздо более эффективными оказались созданные в последнее десятилетие антибиотики.

В многочисленных научно-исследовательских лабораториях и институтах нашей страны идет непрерывная, напряженная творческая работа по изысканию новых лечебных и профилактических средств. Химик протянул свою руку врачу, стал его надежным помощником в борьбе за здоровье человека.

Еще выдающийся русский естествоиспытатель М. В. Ломоносов говорил о том, что химия должна сыграть видную роль в укреплении