Литвек - электронная библиотека >> Овсей Леонидович Фрейдзон >> Современная проза и др. >> Виля

Овсей Фрейдзон ВИЛЯ

Посвящаю моим любимым, уже ушедшим из жизни бабушке, маме и дяде

Виля. Иллюстрация № 1
На фото: Грета, Гена и Хая.

Глава 1

В пыльном и жарком цеху швейной фабрики стояла обычная рабочая атмосфера: стрёкот швейных машинок, клацанье передвигаемых кареток, скрежет перетаскиваемых по полу картонных коробок, девичьи голоса, смех и громкие распоряжения и команды бригадиров и мастера…

И неважно, что после войны минуло пять лет, фабрика продолжала выпускать солдатские шинели, которые именно и шились в этом цеху. Действовала конвейерная система, кто-то пришивал рукава, кто-то воротники, а кто-то и хлястики…

Хая в этот день работала на хлястиках, и, как всегда, быстро согнала большую партию, закидала следующую девушку шинелями и подбежала накоротке поболтать с подругой… Она стала по привычке помогать Грете, прикладывая воротники к тяжёлым шинелям, и та быстро строчила машинкой, и при этом они непрестанно увлечённо болтали…

— Ну, что, Хайка, сегодня провернём операцию, а то Севастьяниха сильно задаётся, во время обеда поспорим с ней, а после работы обтяпаем…

Дело в том, что у их приятельницы Лиды Севастьяновой котилась сибирская кошка, и девушка утверждала, что никто не сможет подойти к беспокойной ревнивой мамаше, яростно защищающей своё потомство, и взять в руки котёнка. Лида была убеждена, что её Дуська выцарапает глаза каждому, кто только к ней приблизится.


Обычно после работы Хая с Гретой любили пройтись вместе с другими девочками шумной ватагой через весь город и отвести душу в разговорах о ребятах, о ближайших танцах и мало ли о чём, но сегодня они быстренько побежали в сторону дома, где жила их подруга…

Сквозь щели в заборе они действительно увидели под крыльцом большую красивую, полосатую кошку, чем-то похожую на тигрицу. Рядом, тесно прижавшись к ней, сладко посапывали несколько забавных котят.

Грета обошла забор на несколько метров, подошла с другой стороны от калитки и достала из сумочки завёрнутые в газету рыбные головы, которые они выпросили у повара в столовой на фабрике. Она кинула первую приманку в сторону кошки и радостно смотрела, как та с жадностью накинулась на лакомство. Вторую голову Грета уже бросила почти около забора, где она стояла, и Дуська, оглянувшись, всё же подбежала и схватила угощение.

Тогда девушка отбежала от забора и стала дразнить новой головой уже издалека… Дуська смотрела на лакомую еду, ноздри раздувались, как у настоящей тигрицы, и, не выдержав, она перемахнула забор, и подбежала к Грете. В тот же миг Хая стремглав вбежала в калитку, подскочила к крыльцу и схватила первого попавшегося в руки котёнка, засунула себе за пазуху и помчалась, что есть сил, вон со двора…

Дуська почувствовала неладное, кинулась через забор обратно к крыльцу и обнаружила пропажу… Она уже хотела помчаться догонять похитительницу, но Грета сделала вид, что лезет через забор, и кошка кинулась на неё, и время было потеряно.

Девушка, смеясь, побежала к себе домой, завтра они с Хаей вернут Лиде котёнка и вместе посмеются над их проделкой…

Глава 2

Хая бежала домой, постоянно оглядываясь, а в голове билась тревожная мысль, что она скажет маме и как объяснит появление у неё почти ещё слепого котёнка.

А маленькое чудовище отчаянно пыталось выбраться наружу и царапало нежную девичью грудь, заставляя Хаю морщиться, и всё сильнее крепла мысль, что их дурацкая выходка была ошибкой…

Зайдя в дом, Хая быстро вытащила из-за пазухи надоевшую когтистую ношу и опустила на пол… Котёнок жалобно мяукнул и наделал лужу. Тут Гена, младший брат Хаи, оторвался от книги и уставился на малыша…

— Ой, какой красавец, полосатенький, а какие глазки… — восхищению Гены не было предела.

Он подбежал к котёнку, схватил его на руки, и заглянул под хвост…

— Мальчишка! Откуда он, где ты его взяла?

Хая быстро поведала брату об их с Гретой выходке, сокрушаясь о сделанном и думая о том, как стыдно будет смотреть завтра в глаза Лиды.

Гена, уже согревший в ладонях беспомощного котёнка, заявил категорически, что его не отдаст, что он влюбился в него с первого взгляда, и расставание с ним будет равносильно смерти. Малыш, как будто в подтверждение сказанному, потянулся и благодарно замурлыкал.


В этот момент в дом с огорода вошла мама и удивлённо уставилась подслеповатыми глазами на детей и котёнка…

— Что это, нам не хватало ещё этого счастья?

Хае пришлось рассказать матери опять историю похищения котёнка и пообещать при этом, что завтра она обязательно вернёт украденное…

И тут, Гена, прижав котёнка к груди и поцеловав его в носик, завопил срывающимся юношеским голосом на всю хату, что ни за что не отдаст это маленькое чудо…

— Мамочка! Миленькая! Давай оставим его у нас, я всю жизнь мечтал о таком, я буду ухаживать, я всё сделаю, что ты только попросишь, я умру, если вы его отдадите…

Фрида слушала стенания сына и не знала, как поступить. Она не питала большой любви к котам и понимала, что это лишняя обуза для неё, и ей самой придётся на первых порах ухаживать за котёнком, у которого чуть прорезались глазки. И, главное, она знала, что его нужно вернуть хозяйке, — как не крутись, но это было воровство, но почему-то хотелось побаловать и сына, который с детства так мало знал радостей.

— Ладно, завтра пойдёшь на работу и поговоришь с подругой, попросишь продать, и, если не очень дорого, пусть останется у нас…

— Урррра! — закричал Гена и победно взглянул на Хаю. — Я назову его Виля, назло этому гаду с соседней улицы, который всю округу застращал своими бандитскими выходками.

— Мамочка, дай немножко молочка для Вили, он же ещё такой маленький…

— Мама! — вскрикнула Хая. — Зачем нам этот кот, я же пошутила, завтра я отнесу его Лидке, на этом всё и закончится…

— Доченька, я же уже всё сказала и менять решение не буду.

Гена занялся котёнком, напоил его молоком, обустроил ящик с песком для его нужд и всё гладил и гладил по шёлковой спинке, целовал и что-то нежно ему на ушко приговаривал…


Назавтра Хая встретилась по дороге на работу с Гретой, и почему-то им было не до смеха. Подруги боялись встретиться взглядом с Лидой и понимали, что их шутка оказалась совсем не смешной.

Около ворот фабрики их уже поджидала рассерженная Лида, которая сразу набросилась на них с упрёками и оскорблениями. Хая обняла Лиду и стала просить прощения, объясняя, что она собиралась сегодня вернуть котёнка, что они просто хотели проучить её за