Литвек - электронная библиотека >> Вадим Ильин >> Религия >> Тайны внеземных цивилизаций >> страница 3
микроволновый диапазон. Однако тогда же подобную попытку независимо от них предпринял и юный, впоследствии широко известный астроном Фрэнк Дрейк. Он решил, что существующие где-то во Вселенной более развитые разумные существа должны посылать сигналы, чтобы привлечь наше (или чье-нибудь еще) внимание. А если это так, то такие существа должны использовать частоту, имеющую некий характерный признак. Дрейк предположил, что это может быть полоса частот колебаний атомов водорода со средним значением 21 см (1,4 МГн). 

Однако самый первый проект, аналогичный СЕТИ и финансируемый государством, был осуществлен нс в Америке, а в Советском Союзе. На протяжении 60-х годов XX века советские исследователи создавали установки со всенаправленными антеннами для прослушивания неба с целью поиска сигналов, которые могли быть посланы разумными существами. И если Дрейк в своей системе использовал остронаправленную антенну, то наши установки улавливали радиоизлучения, идущие со всех направлений. Правда, такая стратегия означала, что в случае обнаружении сигнала было бы трудно определить, с какой стороны он поступил. Но зато русские астрономы никогда бы не совершили ошибки, заключающейся в поисках сигнала в неверном направлении .

Что же касается Дрейка, то 8 апреля 1960 года в узкой горной долине вблизи городка Грин-Бэнк, Западная Виргиния, США, он навел круглую 26-метровую антенну радиотелескопа на две ближайшие звезды Эпсилон созвездии Эридана и Тау созвездия Кита. Так человек стал слушать небо в надежде поймать сигналы, которые могли бы посылать разумные существа из внеземных цивилизации. 

«В то время — рассказывал Дрейк, — мы как раз строили новые, более мощные телескопы и, что еще важнее, приемники сигналов — радиометры нового типа, имеющие в десять раз большую чувствительность по сравнению со старыми, работавшими на радиолампах. Сочетание новых телескопов с высокочувствительными радиометрами впервые позволяло нам обнаружить сигналы, идущие от ближайших звезд, таких же, как наше Солнце. Другими словами, мы перешагнули через порог, за которым могли обнаружить цивилизацию, подобную нашей, даже если бы она находилась на таком расстоянии от нас, какое отделяет одну звезду от другой. 

Мы начат настраивать эти замечательные радиометры около четырех часов утра, — продолжает вспоминать Дрейк, которому в то время еще не было и тридцати лет. — Стоял чертовский холод, почти мороз. Настройка производилась внутри кожуха блока питания, едва превышавшего размерами корзину для мусора а расположенного в фокусе 26-метровой чаши параболической антенны. Новые радиометры оказались весьма капризными, и нам пришлось повозиться с ними около часа, прежде чем заставить их работать так, как нам хотелось. К тому же только два человека в мире знали, что нужно было делать для этого, — построивший их инженер и я. 

Наконец окало шести часов утра мы приступили к наблюдениям и почти сразу же уловили сигнал. Это был мощный и четкий сигнал. Всех нас охватит сильное волнение, мы не могли поверить в такую удачу. Однако вскоре наступит разочарование: выяснилось, что сигнал шел от какого-то объекта, который испытывали военные. 

В последующие два месяца общее время прослушивания космоса составило двести часов. И хотя за этот период ученым не удалось принять сигналов от какой-нибудь внеземной цивилизации, начатые эксперименты побудили Отделение космических исследований Национальной академии наук США предложить Дрейку организовать совещание по вопросам поисков внеземного разума.

Выступая на совещании с докладом, Дрейк впервые сформулировал зависимость, ставшую впоследствии известной как уравнение Дрейка. Оно давало возможность оценить вероятное количество таких цивилизаций в данной галактике, которые могли бы создать технологию связи, позволяющую землянам обнаружить ее функционирование. На этом совещании среди прочих ученых и специалистов присутствовал и молодой Карл Саган[12]. впоследствии известный астроном, профессор, участник создания проектов исследований планет автоматическими космическими аппаратами, популяризатор науки и автор многих книг. Одну из этих книг, «Разумная жизнь во Вселенной», он написал в 1966 году вместе с советским астрофизиком И. С. Шкловским[13].

За первыми экспериментами Дрейка последовали более шестидесяти различных проектов SETI. В их числе были и упомянутый грандиозный проект НАСА, осуществлявшийся с начала 80-х и до середины 90-х годов XX века, а также ряд программ, выполнявшихся в Советском Союзе. Несколько проектов SETI продолжаются в ряде стран, в том числе в России, и по сей день [1; 5, 2000. № 30, с. 6].

Сигнал космической цивилизации перехватило дерево

_____
Вскоре после начала работ по проекту СЕТИ параллельно с главными методами поиска стали разрабатываться иные пути и способы обнаружения признаков присутствия по Вселенной «братьев по разуму». 

Уроженец Силезии инженер Джордж Лоуренс был принят на работу в L. А. Space-Science Corporation (Лос-анджелесская научно-космическая корпорация) для разработки помехоустойчивых радиоэлектронных компонентов управляемых снарядов в 1962 году. Новичок решил попробовать применить в электронных чувствительных элементах биологический материал. Первые же поиски подходящих материалов привели его к трудам российского биолога А. Г. Гурвича[14]. Гурвич, являющийся одним из пионеров в области исследований жизненной силы, показал, что клетки в процессе своего деления — митоза, по-видимому, воздействуют друг на друга. Это привело его к разработке теории о том, что клетки общаются друг с другом при помощи того, что он назвал «митогенными» лучами. 

Лоуренс также изучил работы Клива Бакстера, специалиста но полиграфам — «детекторам лжи», исследовавшего с их помощью психогальваническую реакцию растений. Бакстер выявил удивительные явления. Одно из самых необычных состояло в том, что растение способно обнаруживать присутствие своею «убийцы»!.. Лоуренс использовал созданные Бакстером схемы как основу для разработок биологических датчиков, предназначенных для регистрации реакции растений. Оказалось, что они способны улавливать изменения многочисленных параметров окружающей среды, таких, как магнетизм, температура, влажность. А первыми биодинамическими датчиками стали просто образны овощей, соединенные проводами с аппаратурой и помещенные в ванну с регулируемой температурой. 

Продолжая исследования, Лоуренс разработал чувствительный элемент, состоящий из двух маленьких