ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Алекс Михаэлидес - Безмолвный пациент - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Платонова пещера - читать в ЛитвекБестселлер - Марина Суржевская - Драконье серебро - читать в ЛитвекБестселлер - Робин Норвуд - Женщины, которые любят слишком сильно. Если для вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит вашу жизнь - читать в ЛитвекБестселлер - Алена Федотовская - Хранительница времени. Выбор - читать в ЛитвекБестселлер - Лариса Михайловна Суркова - Главная книга о воспитании. Как здорово быть с детьми - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Владимирович Курпатов - Главные вопросы жизни. Универсальные правила - читать в ЛитвекБестселлер - Петр Валентинович Талантов - 0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Сергей Эйгенсон (Marco Polo) >> Старинная литература >> К вопросу о начальниках

Лебедь № 277, 23 июня 2002 г.

К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНИКАХ


... в Риме сияло нечестие, а у нас - благочестие, Рим заражало буйство, а нас - кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас - начальники.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. “История одного города”

Но я твердо верил в то, что не прошло еще время ужасных чудес.

Станислав Лем. “Солярис"

Ну вот что такое - Начальник? На самом-то деле - топ-менеджер, что ж тут плохого? Мамы всякие нужны, как я в детсаду учил. А вот отталкивается душа, да не у одного ж меня! Все-таки от понятий "Руководитель Работ", "Лицо, Принимающее Решения" до "Я - Начальник, ты - дурак! Ты - Начальник, я - дурак!" - расстояние довольно большое. Кажется мне, что сколько по словарям не шарься - ничего об этом не найдешь. Если же по полевым наблюдениям судить, то "Начальником" наш человек именует именно того, кто делом командует, а дела не знает. Вроде казалось, что отмирающий персонаж, будто бы на его место новая напасть пришла - "братки" с селл-фонами, короткой стрижкой и накачанной шеей. Оказываюсь я с моей темой про Руководящих Работников вроде того, как тот цыганкин ухажер со своей "Муму". Ну, ясно, что собачку жалко, а крепостное право - мерзость. Но сказать, чтобы близко к жизни ...

Но вот шарю по Сети. То есть просто толпы молодых юношей, которым эти братки, да и "новоруссы" из мэнээсов до того жизнь заслоняют, что они за радость считают возврат к старому госплановско-парткомовско-госснабовскому режиму. Сочувствую, но одобрить не могу. Не потому, чтобы старый режим очень уж был плох, или лично мне на организм давил. Потому, что он был безвыходен, любые идеи по его усовершенствованию разбивались об функционеров-исполнителей. То есть, с нашей стороны глядя, этих вот самых "Начальников".

Ну представьте себе, что по воле какого-то Гэндальфа реализовались гениальные идеи Паршева и его паршевой компании, Глазьева там, группы малоизвестных академиков им. Маслюкова и т.п.. Назначают Начальниками по реализации этих идей, отгораживанию России от глобуса, деприватизации и раскулачиванию этих вот самых обиженных историей ребят. Долго это, конечно, не продлится, на этот раз, думается, они все пайки, спецдачи и прочие блага захотят в кэш конвертировать не через семьдесят лет, а года через три. Но и за три года бедная наша Родина успеет мелкими пупырышками покрыться от того, что вспомнит cтарый начальственный класс в полном его расцвете. Мне-то как раз ничего. Я в политику не лезу, узкий спец по животрепещущим техническим вопросам. А специалисты и комиссарам, и олигархам всяко нужны. Я вот с любыми начальниками уживался.

Полной дружбы с начальством у меня никогда все-таки не было. Одна приятельница даже так говорила: "Ты, Серега, по отношению к начальникам ведешь себя как садист-извращенец, хочешь, чтобы тебе давали, но без взаимной любви, а по принуждению". Не совсем так-то. Но как прикажете относиться к министру Динкову, который себе в подведомственном институте докторский диплом по газу спроворил - а закона Бойля-Мариотта не понимает! Это совершенно определенно, уверяю Вас. Я ему как-то на Самотлоре, на КаЭс Четырнадцать про давление и газосодержание в нефтегазосборе толковал - как со стенкой. Или преемник его, сосед мой по дому в Безбожном переулке Мальцев. Ведь дурак был дураком, как о технических вопросах заведет - тоже сомневаюсь, так ли он хорошо как организатор промышленности тянул. Судя по результатам деятельности на посту - не особенно. Ну, больше о покойниках плохо говорить не будем. Кто Шафраника или нынешнего Юсуфова видел - поймет, что и живые не лучше.

Стратег

Да и не сказать, чтобы это у нас нефтяная отрасль особо тупая была. Взять родную нашу Армию. Мне как-то по превратностям жизни привелось в сауне с командующим самого большого округа России оказаться. Ну, мы с шефом отчасти и сами виноваты. Знали о возможности неформальной встречи, но шеф мой из прославленных буровых мастеров вышел - а тут буровую на нефтеперерабатывающем заводе увидал, кокс разбуривать на установке замедленного коксования. Интересно же! Ну и опоздали в баню-то чуть-чуть. А он чуть раньше приехал. Но чтоб за двадцать пять минут так нажраться! Все-таки, я думаю, что он еще в машине начал, как только в областном центре от своего штаба отъехал.

Шеф, простая душа, поднимает стакан и говорит: "Вот, товарищ генерал-полковник, мы, люди промышленности, и вы, военные, редко встречаемся. Хотелось бы поговорить ... ." - А тот ему: "Чё, - мол, - тут особенно говорить? Давай споем!" И, действительно, запел. Пел он, сколько могу вспомнить, одну единственную песню, про "в сад криниченку копать" - но по-украински, по-белорусски, по-немецки, по-молдавски и на пушту, что как я понимаю, отразило основные этапы его славного воинского пути. Шефа это сразило. На следующее утро, когда мы с ним завтракали в спецапартаментах маслинами и водкой "Оригинальная", он так горевал, что мне и то жалко стало. "Ты же понимаешь, - говорил он, - я когда по телику слушаю интервью, ну, там, генерала Лебедя. Или Громова. Или маршала Шапошникова. Так все думаю, какие ж умные ребята! Вот бы с ними после интервью продолжить о жизни! А сейчас думаю, сядешь с ними за стол, а они: "Давай лучше споем!""

У меня особых иллюзий в отношении высшего командного состава и раньше не было, да и к тому же я успел подружиться на этой пьянке с хорошим парнем. Полковником - начальником, не то замначальника окружного Военторга. Под мероприятие был занят заводской, то есть, единственный в городке, двадцатипятиметровый бассейн. Все тренировки были, конечно, срочно перенесены, и во всем здании остались мы с шефом, генерал-полковник с упомянутым полковником, и наш хозяин - в тот момент генеральный директор комбината, а шесть месяцев назад здешний губернатор-председатель облсовета, снятый личным указом Ельцина за поддержку ГКЧП, и его шофер, трудолюбиво менявший закуски и, особо, напитки на столе в предбаннике.

Пока три генерала - общевойсковик, сибирский нефтяник и здешний нефтепереработчик - пели песни и вообще морочили друг-другу голову, мы с военторговцем поплавали в пустынном бассейне и пошли в сауну. Там я начал доставать своего нового знакомого, настойчиво комментируя высказывания его начальника.

- Слушай, ну, это же все-таки идиот. Да не бойся ты, сауна не окружная, а комбинатская. Здесь микрофонов нет, да и какие есть - все от пара из строя вышли.


- Что ты понимаешь? Командующий - это же стратег! Ты знаешь, что он был начальником штаба Сороковой армии?


- Не слышал. Ну и что? Собственно, если