Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Юный натуралист» >> Природа и животные и др. >> Юный натуралист 1936 №1

Журнал «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» Орган ЦБ детских коммунистических организаций им. Ленина № 1 январь 1936

Две заметки о Ленине


Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 1
Владимир Ильич Ленин

К двенадцатилетию со дня смерти


Почему был счастлив ученый Тимирязев

В апреле 1920 г. вышла книжка «Наука и демократия».

Книгу эту написал знаменитый ботаник, проф. Климентий Аркадьевич Тимирязев.

Когда «Науку и демократию» привезли из типографии, Климентий Аркадьевич был тяжело болен. Больной, он встал с постели и надписал на своей книге, что счастлив жить в такое прекрасное время.

А время было голодное. Профессора ходили без сапог. Печи топили газетами.

Но великий ботаник был счастлив. Счастлив оттого, что довелось ему жить в одно время с великим революционером Лениным.

Так он написал.

— Это для Ленина, — сказал он про свою книгу.

Врач Борис Соломонович Вейсброд взялся выполнить поручение больного.

А у Ленина — заседания Совнаркома, политконтроль, телеграммы с фронтов, продовольственный кризис, разруха на транспорте.

И все-таки он, Ленин, нашел время прочесть книгу ботаника.

«Товарищу Климентию Аркадьевичу Тимирязеву.

27 апреля 1920 г., г. Москва.

Дорогой Климентий Аркадьевич!

Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья!

Ваш В. Ульянов (Ленин)».

Письмо написано будто родному, а ведь Ленин даже не был знаком с Тимирязевым.


По указаниям Владимира Ильича

Владимир Ильич прочел книгу известного селекционера Гарзуда: «Обновленная земля». Там говорится об успехах земледелия в Америке.

А у нас? Ведь пролетарское государство должно догнать и перегнать капиталистические страны.

«Неужели у нас нет таких людей?» волнуясь, расспрашивал Ленин.

И тут один товарищ рассказал ему о плодовом питомнике в Козлове, о Мичурине, о том, как в глухие годы царизма в этом чудесном человеке и ученом-самоучке зародилось «острое до боли» желание переделать природу растений на благо человечеству и решение: «Не ждать милости от природы, а взять их у нее».

И вот 18 февраля 1922 г. тамбовский губисполком получает телеграмму от Совета народных комиссаров: «Опыты по получению новых культур растений имеют огромное государственное значение. Срочно пришлите доклад об опытах и работах Мичурина (Козловского уезда) для доклада председателю Совнаркома товарищу Ленину. Исполнение подтвердить.

Управделами Совнаркома Горбунов».

«Я пережил двух царей и 17-й год. Я перешел из одного мира в другой. Эти два мира разделяет пропасть… — так писал И. В. Мичурин в своей автобиографии. — Я посылал в царский департамент земледелия свои доклады… но из этих докладов ничего не выходило.

И что же? Едва только кончилась гражданская война, как на мои работы обратил внимание не кто иной, как Владимир Ильич Ленин. По указанию В. И., в 1922 году мое дело получило невиданный размах».

В девятнадцатом году

В. Дормидонтов


Юный натуралист 1936 №1. Иллюстрация № 2
Окраина Москвы. Маленький деревянный дом на пустыре. По скользкому от мокрого снега шоссе медленно едет подвода с дровами. Возле домика возчик остановит лошадь, сбросит два-три полена: «На, бабушка, топи своих птичек» и поедет дальше. У некоторых возчиков это вошло в обычай. Из дома выйдет женщина, торопливо подберет сброшенные поленья.

Надо, чтоб в доме было тепло. Иначе жильцы его погибнут. В этом доме живут тропические птицы. Их много: различные канарейки, волнистые попугайчики, китайские соловьи, райские вдовушки, белые с розовыми носами рисовки, заграничные певчие дрозды, яркоалые кардиналы и др. Птицы занимают две комнаты, разгороженные проволочной сеткой. Там они летают свободно, только немногие сидят в клетках.

А в третьей маленькой комнате живет хозяйка, ее помощница, два старых попугая и кошка. Кошка живет в дружбе с птицами. Когда она входит в комнату, попугай Жако нежно говорит: «Киса!» Но один раз пришла девочка в белой пушистой шубе. Попугай посмотрел на шубу и тоже сказал: «Киса!» Когда стучат в дверь, попугай спрашивает: «Кто там?», а когда трогают его клетку: «Что надо?»

О питомнике экзотических птиц в Сокольниках и его хозяйке, Е. И. Свешниковой, писали в заграничных журналах. Но в самой Москве Свешникову знали мало, хотя отдельные ученые интересовались ее работой. На собраниях Общества по акклиматизации животных и растений она рассказывала о своих опытах по приручению, скрещиванию и выведению новых пород комнатных птиц. В праздничные дни в питомник Свешниковой приходили и ученые, и рабочие с соседних заводов, и ребята-школьники посмотреть, познакомиться с редкими птицами.

В 1919 г. стало трудно содержать питомник. Правда, в доме было тепло. Свешникова рассказала знакомому возчику, что птицы погибают от холода, и он подговорил своих товарищей, проезжая мимо, сбрасывать у «птичьего дома» по два-три полена. Но кормить птиц было еше труднее. Свешникова продавала последние вещи, чтоб купить птицам корму. И грустные мысли приходили ей в голову: погибнет любимое дело, погибнут птицы, неужели ее питомник никому не нужен? А тут еще представители жилищной комиссии райсовета предложили очистить помещение в пятидневный срок.

Свешникова обегала всех знакомых. Никто не соглашался взять ни одной птицы: «До птиц ли теперь? Где им корму достать? И в доме теснота. Выпустите-ка их в форточку».

Но один рабочий, любитель птиц, посоветовал Свешниковой обратиться к Ленину. И дрожащей рукой Свешникова написала:

«В Кремль. Ленину.

Сокрайон предписал освободить жилище питомника экзотических птиц. Питомник может понадобиться государству. Прошу не выселять.

Свешникова».

Это были тяжелые годы голода, разрухи и гражданской войны. Армии белогвардейцев и интервентов кольцом окружали молодую, республику. Всюду шли бои. В Кремль к Ленину непрерывно поступали сводки с фронтов, донесения о положении с продовольствием, с топливом — важнейшие государственные телеграммы. И вот сюда-то, в кабинет к Ленину, пришла телеграмма о птичьем питомнике. Но и она не осталась без ответа. Ничто не ускользало из поля зрения Ленина. Великий вождь, гениальный руководитель страны, ведущий гигантскую работу, умел не забывать и о