Литвек - электронная библиотека >> Анатолий Васильевич Белов и др. >> Религиоведение и др. >> О праздниках престольных >> страница 2
верят, что она оказывает влияние на урожаи.

Весело, шумно гуляли в престольный день в Селевцах. Не было, казалось, ни одного человека, который бы не принял участия в этом празднестве. Гуляли, действительно, и стар и млад, и создавалось впечатление, что в этой деревне нет ни одного неверующего человека. Но это оказалось не так. Первый же колхозник, которого мы встретили, ответил на наш вопрос, что в бога он не верует, никогда не веровал, да и в церковь никогда не ходил. Был он празднично разнаряжен, с гармонью в руках и заметно навеселе.

— А почему вы празднуете Анну-скирдницу?

И мы услышали в ответ:

— Так все же празднуют. Исстари так было. И деды наши праздновали, и отцы, и мы за ними…

Такой ответ приходится слышать нередко. В престольных праздниках, как правило, принимают участие и неверующие люди. В будни они непрочь посмеяться над теми, кто искренне верит, что жизнь и судьбы людей находятся в божьих руках, но, несмотря на это, в престольный день они надевают праздничный костюм и вместе с верующими чествуют того или иного «святого угодника». Спросите их, почему они празднуют преподобного Онуфрия, и вы услышите в ответ: «По традиции». С особым энтузиазмом следуют этой «традиции» любители погулять, увильнуть от работы, искатели повода для выпивки. «Для бражников и чашников бывает много праздников», — говорят в народе.

В газете «Путь Ильича» Красногорского района Московской области 19 сентября 1959 года была напечатана заметка о том, как отмечаются престольные праздники в деревнях Манихино и Лужки. «Хотя в бога местные колхозники и не верят, — говорится в заметке, — а вот Александров день чтут, да так чтут, что гуляют по три дня кряду, субботу, воскресенье и понедельник. А уж здесь не до работы… В артели почти нет верующих, гуляют-то, собственно, неверующие, а самые что ни на есть безбожники».

Среди тех, кто принимает участие в престольных праздниках, есть и такие, которые отмечают их так, «на всякий случай». Именно о них говорил Н. С. Хрущев: «…есть такие люди, которые не знают — верить ли им в бога или не верить. Но иной раз такой человек отвернется, да на всякий случай и перекрестится: необременительно, а вдруг бог и в самом деле есть? Если есть, то этот крест все-таки, может, и зачтется там, где будут делать соответствующие подсчеты»[1].

То, что престольные праздники отмечаются по большей части в силу привычки, традиции, а не потому, что значительная часть наших людей верит в каких-то «святых угодников», признают и сами служители церкви. Так, бывший священник Н. Петухов в своем письме, опубликованном в газете «Сельское хозяйство» от 24 мая 1959 года, говорит что никто сейчас в сказки о «святых» не верит, но справляют религиозные праздники лишь для того, чтобы соблюсти обряд, поддержать старую традицию.

Престольные праздники в настоящее время потеряли свой религиозный смысл. Несмотря на все старания церковников, сейчас осталось не так уж много людей, которые полагают, что только с помощью того или иного «святого» можно добиться успеха в хозяйственных делах и что следует в особые дни специально задабривать своего «святого», дабы он смилостивился и оказал покровительство в нужном деле. Наши люди прекрасно обходятся без «святых покровителей». Не на Николая-угодника, не на Георгия Победоносца, не на Фрола и Лавра надеются советские колхозники. Они надеются на себя, на свои руки, на свой труд. И это помогает добиваться им богатых урожаев, высокой продуктивности сельского хозяйства.

Нам молебен не потребен,
Это сам соображай.
Мы в колхозе без молебна
Поднимаем урожай!
поют советские колхозники.

И все-таки, к сожалению, престольные праздники в некоторых районах страны еще бытуют и продолжают наносить вред народному хозяйству. Неважно, что справляются они чаще всего по традиции. Важно то, что этот вредный пережиток прошлого еще все же существует в нашей стране. Большую роль в этом играет церковь. Ведь церковнослужители всячески поддерживают эти праздники, пропагандируют их, делают все возможное, чтобы сохранить этот пережиток старого быта. Церковь считает обязательным празднование тех дней, которые посвящены тому или иному «святому угоднику».

«Для прославления сих угодников божьих, — говорится в предуведомлении к „Месяцеслову православного церковного календаря“, — составлены нарочитые службы и память их отмечается в годовом круге церковных праздников».

Как же сложилась эта вредная традиция? Почему вот уже много веков люди исправно отмечают престольные праздники, чествуют большей частью неведомых им «святых угодников»? Для ответа на эти вопросы нужно обратиться к временам, отдаленным от наших дней многими столетиями.

Как сложились престольные праздники

Поговорите с верующим человеком о религиозных праздниках, и вы услышите от него, что праздники эти, как и вся религия в целом, имеют божественное, небесное, а вовсе не земное происхождение, что они установлены самим богом или его посланниками на земле, что появились они сразу в том самом виде, в каком существуют сейчас, не претерпев никаких изменений за всю многовековую историю своего существования.

Но так ли обстоит дело в действительности?

На этот вопрос следует ответить отрицательно.

На самом деле религиозные праздники имеют не небесное, а земное происхождение и установлены они самими людьми. Большинство из них берет свое начало в глубокой древности, от религий первобытных народов, существовавших задолго до того, как возникли современные религии.

Прежде чем рассматривать вопрос, как сложились престольные праздники, следует остановиться на том, как и в силу каких причин возникла у людей потребность праздновать религиозные праздники.

Давайте совершим путешествие в историю, чтобы увидеть, как в действительности возникли религиозные праздники.

Представьте себе жизнь первобытного человека на заре человеческого общества. Беспомощные, бессильные в борьбе с природой, всецело зависимые от ее стихийных сил, наши далекие предки вели суровую жизнь. Они владели в то время самыми примитивными орудиями труда, сделанными из дерева и камня. Средства к существованию давали им охота и сбор дикорастущих плодов.

Почти безоружный человек постоянно находился под угрозой гибели от голода, холода или от нападения хищных зверей. Он не ведал, что принесет ему завтрашний день, и со страхом ожидал его.

Трудной и поистине героической была борьба первобытного человека с природой. Ведь он не знал причин, вызывающих то или иное явление, с которыми ему приходилось