Литвек - электронная библиотека >> Сборник >> Православие и др. >> Плоды экуменического древа. Экуменическое движение в экклезиологическом аспекте >> страница 2
правил, 1862, с. 477; Алф. Синт. Beveregii, Annotat. in h. can. p. 19).

Тех же, кто утратил верность Христу и спасительному учению Его Церкви, с любовью призываем к покаянию и оставлению еретических заблуждений, да обратятся на истинный — православный — путь спасения во Христе Иисусе Господе нашем.


Список сокращений и аббревиатур

авт. = автор

алф. = алфавитный

анг. = по-английски

архиеп. = архиепископ

архм. = архимандрит

АТСМ = архив Троице-Сергиева монастыря в Джордан Вилле

блж. = блаженный

бр. = брошюра

ВСЦ = Всемирный Совет Церквей, экуменическая организация

греч. = по-гречески

д-р. = доктор

евр. = с еврейского

еп. = епископ

ЖМП = Журнал Московской Патриархии иером. = монах в иерейском священном сане ИМКА = YMCA — Христианская ассоциация молодых людей

КГБ = Комитет государственной безопасности

МП = Московская Патриархия

НАТО = Организация Североатлантического договора

НЛ = Национальная Лига

НЛЦ = Норвежская лютеранская церковь

Окруж. = окружной

ООН = Организация Объединенных Наций

поел. = послание

преп. = преподобный

проф. = профессор

прот. = протоиерей

ред. = редактор

РПЦ = Русская Православная Церковь

сщмч. = священномученик

свт. = святитель

Синт. = синтагма, свод церковных канонов

СПб. = Санкт-Петербург

СПДА = Санкт-Петербургская Духовная академия

СССР = Союз Советских Социалистических Республик

США = Соединенные Штаты Америки

ТСЛ = Троице-Сергиева Лавра

ЦИК = Центральный Исполнительный Комитет

ц.-слав. = церковно-славянский


Раздел I Псевдохристианский экуменизм

Митрополит Иоанн Ладожский (Снычев) Смотрите, не ужасайтесь...

XX столетие для России — время огненных, страшных, кровавых испытаний, время сатанинских соблазнов, повелевающих умами и развращающих души миллионов людей; время ревностных подвижников, исповедников и мучеников — бесстрашных воинов Христовых, сберегших на Руси истину и веру вопреки всем усилиям русофобов, богоборцев и христоненавистников.

Жестокая и кровопролитная борьба за русское сердце не прекратилась и поныне. Более того — именно сейчас, сегодня, она близка к своей кульминации, к тому решающему моменту, который определит: вернется ли наша истерзанная страна на духовные просторы Святой Руси или, оглушенная и оболганная, пойдет широким и пространным путем, ведущим в погибель (Мф. 7, 13), путем вероотступничества и национального вырождения, «цивилизации и прогресса», путем, закономерно завершающимся всемирным космополитическим царством с антихристом во главе.

Полуживая Россия изо всех сил стремится избежать грозящей пагубы, поэтому ее современная политическая и духовная жизнь характеризуется мучительным поиском путей восстановления святынь веры, основ идеологии национального возрождения, способов воссоздания законной преемственности государственной власти. Сегодня, увы, эти поиски проходят в катастрофических условиях государственного распада и глубочайшего национального кризиса.

В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся русскому народу в наследство от его великих предков, бесспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя о проблемах державного строительства современной Руси, не может обойти вниманием естественные особенности русского бытия, многократно являющие себя на тысячелетнем пространстве российской истории. И первой же, наиболее яркой его особенностью, нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования.

Катастрофичность русской истории общеизвестна. Не раз и не два казалось, что смуты и мятежи, агрессии и войны уничтожат нашу державу. И все же милостию Божией Россия каждый раз возрождалась, ибо духовные механизмы самозащиты христианской государственности — механизмы соборности, — несмотря ни на что, обеспечивали «регенерацию» растерзанной Руси, сохранение всенародного, общенационального единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственно-религиозного здоровья.

Сегодня даже верующие люди (я уж не говорю о политиках и администраторах) в большинстве своем утеряли понимание соборности как совокупности конкретных, практических механизмов, способных обуздать смуту и преодолеть кризис. Современное сознание отводит ей «почетное» место где-то между сохой и лучиной, в лучшем случае считая соборность архаичной формой «стихийного коллективизма» или «примитивной демократии».

Мне уже приходилось писать, что соборное начало проявляет себя в русской истории прежде всего как религиозная и политическая методика по сохранению и возрождению духовной общности народа. Смысл этой общности — в служении вечной правде, той истине, которая возгласила о себе словами Евангелия: Я есмь Путь и истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Это — осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель — посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственные идеалы христианства.

Именно на таком идеологическом фундаменте тысячу лет росла и крепла российская держава. Именно он из века в век одухотворял русскую государственность. Именно его мы должны восстановить, если и впрямь стремимся одолеть бушующую ныне смуту.

Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть (Мф. 24, 6) — поучал некогда Христос Своих учеников, предупреждая будущее человечество о тяготах и смутах, ожидающих его в «конце времен». На протяжении двух тысяч лет христианской эры процесс апостасии неуклонно развивался. Ныне, похоже, он уже близок к победе — в безбожном (а то и прямо богоборческом) мире остались лишь малые островки искреннего и глубокого благочестия, да и те все сильнее подвергаются яростным порывам темных стихий, бушующих в среде обезверившихся народов.

Неудивительно, что именно соборность становится одной из первых мишеней сатанинских сил, главным объектом нападок богоборцев и христоненавистников. Попытки извратить соборное начало человеческого бытия не прекращались на протяжении всей мировой истории. Однако особенно настойчивыми и опасными, изощренными и целенаправленными они стали в нынешнем столетии — после того, как крушение православной российской государственности устранило главную преграду на пути всемирной апостасии, отступления от истин веры.

В соответствии с двумя главными опорами, главными направлениями соборного единения — религиозным и светским,