Литвек - электронная библиотека >> Михаил Маркович Шейнман >> История: прочее >> Ватикан между двумя мировыми войнами >> страница 2
уменьшил цензурные строгости. В 1848 г. он был вынужден образовать правительство во главе со светским лицом. Но папа был напуган революционным движением в Италии, широко развернувшимся к концу 1847 г., а еще больше — в 1848 г. под влиянием февральской революции во Франции и мартовской — в Австрии. Пий IX быстро перешел в лагерь реакции и в конце 1848 г. бежал из Рима в Гаэту, под охрану французских штыков.

В Риме в феврале 1849 г. была провозглашена республика, папа лишился светской власти.

В 1849 г. началась военная интервенция Франции и Австрии. Римская республика была подавлена, и 12 апреля 1850 г. Пий IX вернулся в Рим. Власть снова перешла к духовенству.

Пий IX, окруженный иезуитами, носился с идеей абсолютной власти папы. Он с ненавистью относился к демократическим движениям, метал громы и молнии против социализма, проклинал науку. Фанатический мракобес, он в 1854 г. провозгласил догмат о непорочном зачатии богородицы, а в 1864 г. издал знаменитый Силлабус, или «список важнейших заблуждений нашего времени». В него папа включил все лучшее, чего человеческая мысль достигла на протяжении тысячелетий, все, хоть в малейшей степени расходившееся со средневековыми учениями церкви. Особенно резко осуждал папа социализм, коммунизм и веротерпимость. Силлабус требовал признания абсолютной власти пап и превосходства церковной власти над светской.

Наконец, 18 июля 1870 г. на Ватиканском церковном соборе по настоянию Пия IX был провозглашен догмат о непогрешимости пап: все, что папа говорит «с амвона» («ех cathedra»), для каждого католика стало абсолютно обязательным и не подлежащим критике. Обсуждение вопроса о папской непогрешимости вызвало большие споры. 55 епископов, несогласных с этим догматом, уехали с собора. Небольшая часть противников догмата откололась от римской церкви и образовала «старокатолическую» церковь. В брошюре «Ватиканизм» английский премьер Гладстон писал (1875 г.): папе «достаточно сказать: «Я объявляю ex cathedra…», и все те речи, какие могут последовать за подобными заявлениями, всякий католик, признающий Ватикан своим учителем, обязан принимать безусловно как то, что на богословском языке католиков называется «божественной верой», наравне с членами апостольского символа… Вся христианская религия, по воззрению современной римской церкви, — в сердце одного человека. Отныне воля и приговор одного человека для половины христианского мира будет решать, в чем должна состоять ее религия».

Папское государство было серьезнейшим препятствием к объединению Италии. Итальянский народ единодушно требовал ликвидировать это государство и лишить папу светской власти. В августе 1870 г., сейчас же после того как из Церковной области ушли французские войска (в связи с франко-прусской войной), в Риме началось народное восстание против папы. Чтобы не дать восстанию разгореться, итальянский король Виктор-Эммануил двинул свои войска на Рим и в сентябре занял город. Папа был лишен светской власти. Территория папского государства вошла в состав итальянского королевства.

Пии IX протестовал против этого. Он заперся в Ватиканском дворце и объявил себя «узником». При каждом удобном случае (восшествие на папский престол, приемы иностранных представителей, выступления перед коллегией кардиналов и т. п.) папы заявляли протест против «несправедливости», совершенной королевской властью, и против «узурпации» их прав. Со временем, однако, эти протесты стали лишь формальными.

Объективно лишение папы светской власти в конце концов оказалось полезным для самого папства.

Действительно, папы претендуют на роль учителей и руководителей всего мира. Только за последние полвека они издали огромное число энциклик, в которых излагают принципы «идеального» общественного строя. Они утверждают: если человечество последует их указаниям, мир, счастье и довольство воцарятся среди людей. Но дальнейшее существование папского государства в центре Европы было бы наглядным опровержением принципов, проповедуемых Ватиканом. Это государство, если бы оно доныне существовало, могло быть только капиталистическим государством с сильнейшими пережитками феодализма, с нищетой многих и богатством немногих, с классовым неравенством и классовой борьбой. Когда Муссолини при заключении Латеранских соглашений предложил Пию XI увеличить территорию воссозданного в миниатюре папского государства — Ватикана, папа ответил, что ему не нужны территории, где подданные устраивали бы забастовки и где кипела бы классовая борьба. В этом есть своя логика: папству выгоднее, чтобы его государство было скорее «символическим», чём реальным; проповедуя о евангельском переустройстве мира, папы не могли бы, конечно, на примере собственного государства показать пример такого переустройства.

Новое положение, в котором очутилось папство вследствие ликвидации Церковной области, учел уже Лев XIII, сменивший Пия IX. Он стал искать сближения с итальянским правительством и добивался расширения международных связей Ватикана.

Лев XIII сидел на папском престоле с 1878 по 1903 г. Это был период широкого развития и роста социалистического рабочего движения. Ленин писал, что в 1872–1904 гг. «везде складываются пролетарские по своей основе социалистические партии, которые учатся использовать буржуазный парламентаризм, создавать свою ежедневную прессу, свои просветительные учреждения, свои профессиональные союзы, свои кооперативы. Учение Маркса одерживает полную победу и — идет вширь. Медленно, но неуклонно идет вперед процесс подбирания и собирания сил пролетариата, подготовки его к грядущим битвам» (В. Ленин, Соч., т. XVI, стр… 332).

Рост социалистического рабочего движения, победоносное шествие марксизма напугало буржуазию всего мира, и папство было выдвинуто ею в качестве одной из сил, способных противостоять социализму.

Лев XIII выступил против социализма с программной энцикликой «Рерум новарум» (1891 г.). В поисках союзников он остановил выбор и на Вильгельме II. Германский канцлер Бюлов, посетивший Льва XIII вместе с кайзером в 1903 г., пишет, что папа сравнил Вильгельма с Карлом Великим. Карл, сказал папа, «склонил весь тогдашний цивилизованный мир к подножию креста, получив эту миссию от папы Льва III. Теперь… германский император тоже получил от папы, но уже от него, от папы Льва XIII, миссию вернуть Европу в лоно христианства, поборов социалистические и атеистические идеи». Вильгельм, который, кстати сказать, был не католиком, а протестантом, ответил, что охотно примет эту миссию.

После поражения Германии и Австро-Венгрии в первой мировой войне Ватикан, который желал победы этих государств, сменил ориентацию.