Литвек - электронная библиотека >> Михаил Маркович Шейнман >> История: прочее >> Ватикан между двумя мировыми войнами >> страница 3
В это время социалистическое рабочее движение сделало новые огромные успехи. Социалистическая революция под руководством большевистской партии Ленина — Сталина победила в России, и революционное движение широкой волной охватило весь мир. Международная реакция объединяла свои силы для борьбы с этим движением и с Советской Россией. Во главе этого похода стояли Англия, Франция и США. Вот почему после первой мировой войны Ватикан ориентировался прежде всего на эти государства.

Считая главной своей задачей борьбу с социалистическим рабочим движением и с Советской страной, ватиканские иерархи поняли то, что отлично усвоила и поняла империалистическая буржуазия, а именно, что есть социализм Маркса — Ленина — Сталина и есть лжесоциализм Макдональда — Шейдемана. «Макдональды и Шейдеманы у власти, при оставлении старых буржуазных порядков, их, так сказать, правительства не могут быть чем-нибудь другим, кроме обслуживающего аппарата в руках буржуазии, кроме прикрытия язв империализма, кроме орудия в руках буржуазии против революционного движения угнетенных и эксплоатируемых масс. Они, эти правительства, нужны капиталу, как ширма, когда ему неудобно, невыгодно, трудно угнетать и эксплоатировать массы без ширмы» (И. Сталин, «Вопросы ленинизма», изд. 11, стр. 29).

С такими лжесоциалистами, как Макдональд и Шейдеман, Ватикан мог быть заодно.

Папа Бенедикт XV был серьезно встревожен германской революцией 1918 г., но очень скоро убедился, что с «социалистами» Носке и Шейдеманом он легко найдет общий язык. 2 апреля 1919 г. папа писал социал-демократу Эберту по случаю избрания последнего президентом Германской республики: «Славному достопочтенному человеку Фридриху Эберту… Мы получили твое письмо, в котором ты любезно извещаешь нас, что 11 февраля с. г. Национальным собранием Германии ты избран президентом этого государства и что ты принимаешь этот пост. Мы благодарим тебя за это письмо и желаем тебе успеха в выполнении высокой миссии, возложенной на тебя, тем более, что мы видим, что ты будешь заботиться о том, чтобы существующие между апостолическим престолом и Германией отношения не только сохранились неизменными, но чтобы они стали еще более прочными».

Папа не ошибся: правые лидеры германской социал-демократии в союзе с католической партией центра спасли господство германской буржуазии и расчистили путь Гитлеру.

Точно так же Ватикан в революционные годы после крушения империи Габсбургов не возражал против сотрудничества христианско-социальной (католической) партии Австрии с социал-демократической партией для подавления рабочего движения в стране. В сентябре 1919 г. тогдашний (и нынешний) австрийский канцлер социал-демократ Реннер выступил с декларацией; в ней выражались надежды на то, что отношения между Австрией и Ватиканом «останутся столь же сердечными, как и до сих пор». Для закрепления этих сердечных отношений Реннер поехал в Рим и 9 апреля 1920 г. был принят папой.

Одновременно с ориентацией на англо-французскую реакцию Ватикан, начиная с 1922 г., все больше присматривался к новой контрреволюционной силе, которая возникла сначала в Италии (при денежной и политической поддержке извне, в частности со стороны капиталистов Америки и Англии), а потом и в других странах, — к фашизму.

Ватикан помог Муссолини притти к власти и два десятилетия сотрудничал с ним. Он сотрудничал и с гитлеровским фашизмом, когда тот пришел к власти, и с японским империализмом.

В послевоенной буржуазной литературе Ватикан объявлен сторонником демократии. Проватиканские писатели силятся доказать, что он и не мог быть с фашизмом: «доктрина» католицизма будто бы непримирима с «доктринами» фашизма. Но если говорить о социальном учении папства, то оно за последнее столетие постоянно приспособлялось к потребностям буржуазии, чтобы оправдать капиталистический строй. Не так уж трудно было примирить социальное учение папства с фашизмом. Некоторые видные представители католицизма (например австрийский епископ Худаль, референт папы по вопросам Германии и Австрии) еще задолго до второй мировой войны выпускали книги, восхваляющие Гитлера и доказывающие совместимость фашистских «доктрин» с социальным учением Ватикана. Правда, тот же епископ в конце 1944 г., когда полный разгром Гитлера уже окончательно предопределился, выступил вместе с некоторыми другими реакционерами из Ватикана с планом воссоздания монархии Габсбургов в качестве «барьера против Германии». Но это свидетельствует лишь о том, как умеют менять вехи ватиканские политиканы.

В годы второй мировой войны папа больше всего боялся победы демократических сил и усиления Советского Союза. Ватикан в это время был одним из центров, где замышлялись заговоры против демократии, плелись интриги, целью которых был сепаратный мир.

К концу войны, видя, что поражение Гитлера и Муссолини неизбежно, Пий XII одновременно добивался выгодного державам «оси» «почетного мира» и стал искать опоры в англо-саксонских странах, прежде всего в США.

За последние годы влияние США на Ватикан выросло настолько, что с полным основанием можно говорить об американизации Ватикана. Возросла финансовая зависимость Ватикана от американского капитала. Как сообщалось в печати («Правда», 5 апреля 1947 г.), 80 процентов доходов Ватикана поступают из США и Канады. Миссионерская деятельность Ватикана субсидируется главным образом Америкой. Печать сообщает, что в годы войны США стали центром мирового католического миссионерства (The New International Year Book, 1942, Нью-Йорк, стр. 117). Миссионерские организации папы, оплачиваемые долларами, являются орудием американского империализма.

Ватикан поддерживает все послевоенные планы реакционных кругов США, в том числе «план Маршалла». 26 июня 1947 г. газета «Нью-Йорк Таймс» напечатала статью «Ватикан одобряет план Маршалла», написанную хорошо информированным многолетним корреспондентом этой газеты в Ватикане — К. Чианфарра. Комментируя статью папской газеты «Оссерваторе Романо», Чианфарра пишет, что Ватикан выступает за «план Маршалла». Граф делла Торре — редактор папской газеты и главный комментатор международной политики Ватикана, писал: «Мы верим в план Маршалла». Планы, подобные этому, заявил делла Торре, «сияют присущей им внутренней правдой».

Реакционные политики США, поджигатели войны, зачастили в Ватикан. К папе ездил Буллит, в феврале 1947 г. папа принимал Гувера, а в августе — Гарримана.

Папа восхваляет и «доктрину Трумэна».

В борьбе против коммунизма и СССР Ватикан сотрудничает и с правыми социалистами — этими прислужниками империалистической реакции.

«Все силы